02-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
KARMA – 2016
Melodic sympho metal
"КОГДА НЕ В ЦЕНЕ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ"
METALISM RECORDS
Россия, Москва
Эта московская команда начала свой творческий путь в 2011 году под названием Cross Age, и уже под этой вывеской добилась немалых успехов. Тем не менее, карма группы была такова, что очень скоро состав сменил название и стал именоваться именно так - Karma. Коллектив всегда делал ставку на качество и перфекционизм, что видно уже невооружённым наушниками и колонками взглядом, ведь оформлением этой капеллы занимается небезызвестный художник из Колумбии Felipe Machado Franco (автор обложек Blind Guardian, Кипелов), а рядом с названием диска значится значок “Metalism”. Столь же ответственно музыканты подходят и к реализации звука своих релизов, поэтому записывались на студии “Колизей” под чутким руководством Романа Валерьева, где в этом году они и выковали свой дебютный полноформатный альбом “Когда не в цене человечность”.
Яркое и величественное, детально прорисованное оформление пластинки настраивает на самый приятный лад и качественный русскоязычный стафф, инспирированный такими западными гигантами, как Kamelot и Stratovarius, а название нового CD указывает на присутствие осмысленных остросоциальных текстов. Выходу альбома предшествовали EP
“Жизнь длинной в один день” (2013) и сингл “Безликий” (2015), что ещё более подогрело интерес метал-общественности к готовящемуся лонгплею, который стал своего рода квинтэссенцией долгого и трудного пути капеллы, включив в себя и материал первого мини-альбома, и заглавную вещь с сингла (только кавер на Kamelot остался за бортом), в общей сумме уложившись в 11 довольно-таки продолжительных треков.
Открывает альбом предельно прозрачный и симфоничный номер “Сюжет о мире”, где сразу же обращаешь внимание на узнаваемое, достаточно уникальное звучание и характерный почерк Кармы (который я назвал бы словосочетанием “rough silk” (“грубый шёлк”) по названию одноимённого коллектива). Долгое, более чем минутное инструментальное вступление звучит как своеобразное интро, а постепенно проявляющийся донельзя сэмплированный вокал, думаю, удивит даже бывалых аудиофилов. Быстро отбросив чёрный балахон сэмплированности, вокалист раскрывает всю многоцветную палитру своего голоса во всей красе, вызывая неизбежные ассоциации с пением легенды отечественной хэви-сцены – Валерия Александровича Кипелова. С другой стороны, пение Никиты ни в коем случае нельзя назвать клоном и копией, чем немало грешили многие российские группы. Если голос Кипелова звучит “как сама Истина”, то в тембре Никиты есть нечто драматичное, театральное, напомнившее мне даже ранних Rhapsody и Sacred Steel.
Продолжает пластинку титульная вещь, которая начинается с мрачных, почти средневековых клавишных, к которым присоединяются всё те же, уже знакомые нам по открывающей вещи, лёгкие, прозрачные, словно парящие ритм-гитары, чистый кристальный вокал, интересные лириксы и заливистые, почти прогрессивные соло. Возможно, моя аналогия будет чрезмерно смелой и натянутой, но Karma и их альбом “Когда не в цене человечность” напомнили мне ранние работы своих коллег по лейблу Metalism – ставропольскую группу Trust X. Естественно, команда Антона Мишукова никогда не делала упор на симфонизм или на клавишный драматизм, но его прогрессивность и нестандартность подхода к построению музыкальных произведений определённо имеет нечто общее с творчеством Karma.
Впрочем, уже в третьем треке “Жизнь длинной в один день” ассоциации с Trust X сводятся на минимум, склоняясь в сторону Kamelot. Эта среднетемповая драйвовая вещь напоминает то, что пытались делать в своё время Эпидемия и Арда – чувственные, харизматичные мини-рок-оперы, в которых в алхимическом переплетении музыки и глубокого эмоционального вокала словно оживает мир фантазий, древних саг и легенд.
“Не стреляй” – удивительно проникновенная полубаллада, которая ещё больше напомнила мне жанр рок-опер и рок-мюзиклов. Одна эта композиция звучит как полноценная метал-симфония, что с одной стороны радует своей монументальностью и глубиной присутствующей в треке идеи, а с другой, скорее всего, сделает этот почти десятиминутный эпик чрезмерно сложным для восприятия рядовыми метал-фэнами.
А вот следующий трек “Нет времени жить” звучит гораздо более прямолинейно, просто и легко и при этом очень хитово и мелодично. Пожалуй, именно “Нет времени жить” представляет собой один из самых ярких и запоминающихся номеров на дебютном альбоме этой команды, хотя снова и снова повторяющийся в конце трека припев немного смазал и подпортил поистине превосходное впечатление от этой композиции, в которой присутствуют одновременно и нечто от классического хэви-металла 80-х и очевидные музыкальные и технические веяния последних лет.
И вот первая настоящая баллада на этой пластинке и ещё один стопроцентный хит – “У края”. Проникновенное чувственное фортепиано, нежный вкрадчивый вокал и мелодии, несколько напоминающие лучшее из творчества Константина Никольского с соответствующей, ничуть не уступающей прекрасной музыке проникновенной и нешаблонной лирикой:
“Зря я боролся с пустотой -
Она всегда со мной,
Внутри меня звучит.
Я не зажёг всего лишь раз огня,
И нет больше для меня
В целом мире ни свечи”
(с) У Края
И снова песня, которой трудно отказать в статусе хита, - вещь, которая была запущена в 2015 году в качестве сингла и получила название “Безликий”. Вкрадчивые “вечно-зелёные” мелодии, почти хард-н-хэви-риффы и в целом стадионная подача показывают, насколько разной и разноликой может быть современная Karma. Угадывающиеся арийские мотивы именно угадываются, нигде не давая повода обвинить группу в плагиате, и оставляют очень приятное, богатое и долгое послевкусие.
Композиция “Царство светлой лжи” вновь возвращает нас к симфонической ипостаси Кармы, где она оказывается смешана с двумя другими сторонами творчества этой интересной капеллы: хард-н-хэви хитовостью и рок-оперной драматичностью (в этом треке мы слышим даже присутствие нескольких персонажей и нехарактерно хриплый голос Никиты). И снова, как мне кажется, несколько затянутое окончание пьесы с многократным повторением припева, увы, немного отдаёт горечью в этой слишком идеальной бочке мёда, коей без сомнения уже сейчас можно назвать альбом “Когда не в цене человечность”.
Удивительная воздушно-эфирная, как будто эльфийская композиция “Посмотри” с первых же риффов и вокальных пассажей словно окунает слушателя в мир волшебства, доблести, оживших грёз и настоящих чувств. То, что ваш покорный слуга так долго и безуспешно искал на новых альбомах Rhapsody Of Fire, Luca Turilli’ s Rhapsody и других титанов магии и меча, я к своему удивлению нашёл в треках Кармы “Нет времени жить”, “У края”, “Безликий” и “Посмотри”, которые с первого же захода стали моими безусловными фаворитами в данном жанре симфонического “гитарного шёлка”.
И снова небольшой стилистический и вокальный эксперимент в треке “Пой со мной!”. Это ещё один немного более прямолинейный, чем это обычно характерно для Кармы, почти стадионный номер с героически мотивирующим текстом и гимноподобным взрывным припевом. Но и в этой песне нашлось место совершенно неканоничным, как будто восточным музыкальным проигрышам в середине композиции.
Завершает пластинку величественное симфоническое outro “In Extremis”, которое добавляет альбому концептуальности и эпично-оркестровой завершённости. И диск действительно воспринимается очень целостно и убедительно, а его несколько излишнюю, на мой взгляд, продолжительность вполне можно списать на очень явно читающуюся в музыке и манере исполнения команды кинематичность, о которой так много говорили в прошлом году Luca Turilli’s Rhapsody в преддверии выхода своего нового альбома. Таким образом, то, что можно было бы посчитать недостатком, мы лёгким мыслительным движением превращаем в значительный и увесистый плюс.
Альбом “Когда не в цене человечность” получился несколько разнородным и эклектичным, но за те несколько уже упоминавшихся мной чуть выше треков – “Нет времени жить”, “У края”, “Безликий” и “Посмотри” – эта пластинка заслуживает твёрдой пятёрки с минусом и моих множественных и пламенных рекомендаций всем и каждому, кто по сей день взыскует откровений и новых открытий на ниве тяжмета. Быть может, пока ещё Karma это не совсем и не вполне откровение, но в крайней степени вдохновенности и свежести их материалу отказать просто невозможно. Отличный альбом одной из лучших современных русскоязычных симфо-пауэр-команд.