ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ударная Волна "Живая Кукла"

Ударная Волна, Живая Кукла

05-04-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

УДАРНАЯ ВОЛНА - 2017
Symphonic metal
"ЖИВАЯ КУКЛА"
БОМБА-ПИТЕР
Россия, Санкт-Петербург

В последнее время на нашей сцене всё больше отличных хэви-метал групп с женским вокалом, и это, безусловно, повод гордиться отечеством и всячески котировать эти команды. Однако сейчас мы имеем дело не совсем с таким случаем. Не в том дело, что питерская капелла Ударная Волна менее достойна или интересна, а в том, что коллектив исполняет не совсем хэви. Скорее, их направление можно охарактеризовать как классический симфо-метал с большим влияниям ранних Nightwish. Группа отмечает в нынешнем году свой десятилетний юбилей, а предлагаемый сейчас нашему вниманию дебютный альбом стал своего рода квинтэссенцией творческих находок команды.

Уверенный симфонический стафф открывает титульный трек, помещённый в самое начало альбома. Простые, но эффектные риффы с лаконичной клавишной подкладкой служат фасадом для околооперных вокальных партий вокалистки Надежды Рузановой. Конечно, это не Xandria и не Amberian Dawn, но я бы не стал указывать этот факт в качестве недостатка. Дело в том, что современные симфо-группы в стремлении к высотам совершенства так увлеклись, что напрочь забыли об индивидуальности. Однако этого совсем не скажешь об Ударной Волне и их дебютнике.

Материал группы звучит вполне в духе первых альбомов Visions Of Atlantis, но вокал здесь более живой и “человеческий”, а звук гитар чуть более олдскульный, и это тоже скорее плюс, так как эта особенность здорово работает на руку команде, делая их звучание более оригинальным и узнаваемым. А вот и ещё один плюс - интересные, хорошо различимые на слух и сходу запоминающиеся тексты, следуя за которыми слушатель погружается в волшебный мир готических сказок и волшебных историй, а что самое примечательное - коллектив исполняет свои композиции очень естественно и совершенно без лишнего пафоса или амбиций.

Атмосферное вступление второго трека “Я Вернусь” переходит в мелодичный тяжёлый риффинг, на фоне которого рельефно вырисовываются партии скрипки. И снова вполне “ человеческий” голос Надежды, то и дело легко переходящий на оперное сопрано, весьма напоминающее культовые произведения группы Туомаса и Тарьи. Объёмные гитарные партии, шредирующие в духе первых релизов Delight, и чарующая напевная скрипка отлично оттеняют вокальные партии, делая их ещё более яркими и заметными.

Неожиданные народные мотивы встречают нас в начале следующего трека, который называется “Пробуждение”, и скрипка здесь вновь торжественно правит бал, то и дело чередуясь с камерными фрагментами, где фолк-напевы витают над балалаечным тремоло (!). Это уже не Delight, не Visions Of Atlantis и конечно не Ночное Желание. Признаться, совсем не думал, что услышу на этом альбоме такой прорыв. Вот у кого следовало бы поучиться давно скатившейся в самоплагиат Арконе и ещё сонму фолкметаллических и языческих коллективов.

Почти классический романс “Исповедь Странника” отлично разбавляет и без того разнообразный интересный альбом. Как водится, после пары куплетов вступают тяжёлые гитары, и перед нами оказывается нечто напоминающее “Sleeping Sun” - напоминающее, но не совсем. И отличия кроются в интересном композиционном построении трека и в уже ставших почти привычными и само собой разумеющимися партиях скрипки, которые без сомнения можно назвать одной из главных находок группы. Кто знает, если бы Nivaira были чуть более технически совершенны, то, возможно, звучали бы именно так.

Словно продолжая предыдущий балладный эпик, следующая вещь “Чёрная Роза” начинается с таких же проникновенно-нежных клавишных партий, но почти сразу же в их беспечный строй врезаются резкие гитарные тучи, и композиция приобретает совершенно другую окраску и настроение. Полифоничный саунд, в котором находится место и рокочущим партиям бас-гитары, и симфоническому торжеству скрипки, и атмосферным клавишным экзерсисам, и традиционным мелодикметаллическим риффам, безусловно, заставит очень многих полюбить эту вещь.

И снова околофолковые эксперименты. “Песня Гимн Уличных Музыкантов” начинается с интересных партий флейты, а затем вновь облачается в доспехи риффов, но ненадолго. Эта игривая пьеска строится на контрастах, и дисторшневые гитары тут чередуются с проигрышами флейты, а риффовые фрагменты - с акустическими эпизодами. Что самое интересное, группа не уходит далеко от симфонического alma mater, и даже эту вещицу вполне можно представить в трек-листе “Angels Falls First” или “Oceanborn”, но конечно, изрядно расцвеченных народными влияниями.

Путешествие в оперу в композиции “Властелин Земли” можно назвать одной из бесспорных вершин пластинки, где воздушные риффы с извилистыми скрипичными напевами вносят в общую канву альбома нечто восточно-этническое. Баллада “Старый Храм” - это своего рода антракт перед финишной прямой, выйди на которую готовится альбом. Классическое фортепианное вступление и обязательное подключение спустя некоторое время тяжёлых гитар делают эту вещь прямо-таки каноническим симфо-медляком, и действительно отличным медляком.

А вот и ещё одна жемчужина альбома - “Сказочный Гномик”. Интересное сочетание клавишных, тяжёлых риффов и басового рокота в итоге выливаются в простую волшебную песенку, которая мастерски создаёт праздничное настроение, при этом не скатываясь в пошлость и разухабистые шутки. Ну а завершает альбом одна из самых тяжёлых и прямолинейных вещей на диске - “Дьяволица”, где команда осваивает мрачные и мистические области, а голос вокалистки мы то и дело слышим через призму сэмплов.

Несомненно, это дело вкуса, но на последних работах Epica и Xandria моему уху практически не за что зацепиться. Там всё выхолощено и выглажено настолько, что для творчества уже места практически не остаётся. А потому рецензируемую сейчас пластинку героев из Ударной Волны можно короновать как новое слово в симфоническом металле и второе дыхание жанра  за столь вдохновенный синтез классического симфо-металла и фолка, который они с таким блеском представили на диске.

Из минусов отметим практически совершенно никакую обложку, которая подошла бы скорее группе Шмели, и всё-таки пока ещё простоватый по меркам современности саунд, но это такой мизер по сравнению с однозначно впечатляющими плюсами альбома и творческим подходом к ставшей уже совершенно привычной и обыденной металлический симфоничности, что на них можно даже совсем не обращать внимания. Десять лет существования группы не прошли всуе, и теперь музыку этого коллектива действительно можно назвать великолепной.