11-10-2018 Дмитрий Фомин
Как говаривал достопочтенный Бильбо Бэггинс, ''опасное это дело, Фродо, выходить за порог. Стоит ступить на дорогу и, если дашь волю ногам, неизвестно куда тебя занесет''. Думали ли ребята из группы Korpiklaani, куда их может занести через пятнадцать лет, прошедших с тех самых пор как этот развеселый и заводной фолк-метал ансамбль начал свою бурную деятельность? Готов спорить, что они просто наслаждались процессом и не забивали себе голову проблемами личностного развития, ибо вещь эта сугубо естественная и непредсказуемая.
В этом году главное "Лесное Братство" всея Финляндии представило свой юбилейный, десятый студийный альбом ''Kulkija'' что в переводе означает "Странник" или "Бродяга". Эта работа послужила хорошим доказательством того, что даже таким, казалось бы, глубоко беззаботным личностям не чужд более широкомыслящий, "трезвый" (ну почти трезвый) и взвешенный подход к сонграйтингу. Но не будем увлекаться стереотипными шуточками. Korpiklaani хоть и не прочь повеселиться, но в первую очередь это коллектив профессиональных и целеустремленных музыкантов и вряд ли бы они достигли таких значимых результатов без упорной работы и самодисциплины.
На самом деле, тенденции к изменению звучания четко наметились еще не предыдущем релизе ''Noita'' и получили продолжение на новом лонгплее. ''Kulkija'' сохранил все фирменные черты звучания финнов, но вот былого угара и разухабистости значительно поубавилось. Здесь вы не встретите таких бешеных концертных боевиков как ''Tervaskanto'', ''Happy Little Boozer'' или ''Beer Beer''. В этот раз Йонне и Ко значительно отошли от влияния шаманизма и сюжетов финской мифологии и предлагают нам проникнуться более приземленными, практически бытовыми темами, которые являются неотъемлемыми элементами повседневной жизни: взаимодействие природных стихий и человека, девичья красота и первая юношеская влюбленность, тоска по родному дому, радость, печаль и, как ни крути, смерть.
Буколический пейзаж финской глубинки, помещенный на обложку ''Kulkija'', уже в самом начале располагает слушателя на умиротворенный лад. Сам того не ведая, он примеряет на себе образ того самого Странника, который успел много где побывать и много чего повидать. Картину приятно изучать все то время, что звучит пластинка, и находить на ней знакомые атрибуты: тут и непременные оленьи рога, и изображение шамана, талисмана команды, и ворон, присутствие которого можно трактовать двояко. Все композиции, хоть и разные по настроению, прошиты единой незримой нитью, а заложенные в них эмоции многим покажутся на удивление родными и близкими.
''Kulkija'' берет хороший старт в виде бодрящих песен "Neito" и ''Korpikuusen kyynel", исполненных в знакомой манере группы, замешенной на энергетике метала с разудалым хрипловатым пением Йонне и ритмах традиционной финской хумппы. Но чем дальше, тем сильнее общий тон альбома плавно меняется в пользу более спокойных и чрезвычайно красивых гармоний (''Aalon Alla'', "Harmaja'') с солирующими, почти нежными партиями скрипки, которой на альбоме отведена важная роль, а также акустики. Собственно, именно эти вещи задают основной тон, проникнутый светлой меланхолией, мелодичностью и трогательной душевностью. Возможно, это остаточное влияние сольного проекта фронтмена коллектива, но лично я готов склоняться к мысли, что это всего лишь следствие естественного творческого взросления.
Несмотря на свою внешнюю мягкость, альбом остается по-металлически жестким и тяжелым, а качество звука находится на высшей уровне. Во время прослушивания лучше держать ухо востро. Казалось бы, ты уже разомлел от размеренного сельского "романтизма", как финны умело и в нужном месте подбрасывают пригоршню крепких заводных хитов ''Kotikonnut'' и "Henkselipoika", от которых неудержимо тянет в пляс с блаженной улыбкой на физиономии и понуждает усиленно подпевать. Причем, незнание текста этому не помеха. Давно ли вы прокручивали в голове песню, которая вас нереально зацепила, заменяя оригинальный текст выдуманным словами? Считайте, это тот самый случай. А еще того и гляди, соблазнив призывными звуками игривого аккордеона, вас затащат в ритмичный лесной танец ''Korppikalliota'' с горловыми напевами Йонне, сопротивляться которому едва ли возможно и который будет преследовать вас (хе-хе-хе) даже во сне…
Одной из самых выдающихся вещей этого альбома является почти десятиминутный трек "Kallon Maja" – забористая смесь лиричности, агрессивных риффов, рычащего вокала и мистической атмосферы. Со времен ''Manala'' в репертуре Korpiklaani не появлялось инструментальной композиции, и ''Pellervoinen'' заполнил этот пробел. Однако музыканты не позволяют себе зацикливаться на техничных изысках и продолжают в знакомом, истинно народном стиле. Они не забыли пройтись по излюбленной алкогольной теме и привлечь к записи детский хор (к счастью, не в рамках одной песни) и даже вставить пару зажигательных ритмов танго (не иначе, ребята вспомнили кабацкую юность).
На первый взгляд, ''Kulkija'' может показаться непривычным, несколько однообразным и даже затянутым, но думать так в корне неверно. При более вдумчивом прослушивании это удивительное путешествие продолжительностью чуть более часа может стать по-настоящему увлекательным, насыщенным и непредсказуемым. А если вам предстоит долгий переезд, ну или прогулка по осеннему лесу, пшеничным полям, холмам и долинам (нужное подчеркнуть) с котомкой за спиной и посохом в руке, то лучшего саундтрека и не придумаешь.
Ловко жонглируя безмятежно-позитивными и более минорными оттенками, финны представили высококлассную, зрелую и яркую работу, наделенную огромным творческим потенциалом, которая достойна того, чтобы открыть еще один этап славной истории "Лесного Клана". Если вы еще сомневаетесь, что эта команда способна удержать титул одной из ведущих фолк-метал коллективов Европы, то все необходимые доказательства вам предоставит таинственный финский Странник. Главное, как следует прислушаться к нему.