07-12-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Дебютной альбом этой команды оказал на меня очень сильное воздействие. Казалось бы, музыка коллектива вторична по определению – само название недвусмысленно делает отсылку к творчеству Калевалы, а звук и музыкальный жанр только подтверждают данную аналогию, однако уже во времена их дебютника “Солнцекараул” (2015) всё было далеко не так просто – за схематичной и даже лубочной обложкой скрывался эмоциональный заряд такой силы, что диск этих ребят стал даже более частым гостем в моём CD-приёмнике, чем проверенные и тоже достаточно высоко ценимые работы их вдохновителей.
В чём же причина столь странного поведения дебютной работы начинающей и по большей части никому не известной команды? Ответ на этот вопрос можно попробовать отыскать на их втором полноформатнике, названном под стать дебюту и оформленном всё в том же простеньком фолк-ключе. И названия песен, и задорные народные песнопения, предваряющие открывающую диск “Масленицу”, дают понять, что изменять изначально выбранному стилю музыканты не намерены - тёплый и располагающий к себе голос вокалистки Марьи, раздольные напевы баяна и ритмичный лязг жёстких металлических риффов по-прежнему составляют их музыкальное кредо.
Как вы поняли, состав коллектива обновился, и теперь у микрофона уже не Наталья Овчаренко, однако, против всех ожиданий, такой “чейндж” не сказался негативно на качестве музыкального материала и никакого когнитивного диссонанса даже у самых придирчивых слушателей вызывать не должен. По крайней мере, лично у меня нареканий по поводу смены фронтвумен нет никаких – характерный стиль Ладушки узнаваем, нужную атмосферу создавать у Марьи получается на все сто, и это главное. Кроме того, как свидетельствует уже второй трек “Горсти серебра”, вокальные партии ныне стали даже изысканнее и сложнее по сравнению с дебютником, а такой прогресс можно только всячески приветствовать.
Почти трэшевый звук гитар в песне “Усладов пир”, мужественные хоры водяных (или это славянские добры молодцы?) и скоростные трели баяна вновь служат обрамлением для прогрессивных фолк-распевок Марьи, которая не желает отказываться от своей прогрессивности даже в почти что народном и вроде как прямолинейно-элементарном номере “Русалочья ночь”. Шикарная, стилизованная под славянский фольклор и соответствующую эпичную народность баллада “Полюшко” переходит в отчаянный фолк-хэви-метал “Полудница”, во второй части которой (2:28-2:40) Марья переходит на хриплый вокальный стиль апологетов тяжёлого металлического рока.
Боевой номер “Рарогъ” вводит партии экстремального мужского вокала (на мой взгляд, не совсем удачные) и не устаёт радовать уши профильных металломанов эффектными железными перекличками (4:08-5:15). Красивейшие камерные фолк-раскаты в “Слезах огня” блистательно сочетаются с достаточно изобретательными гитарными атаками и самозабвенными напевами баяна, которые доходя до фрагмента соло-партии (2:06-3:38) срываются в огненную инструментальную свистопляску, в какой-то момент даже начинающую звучать как “Полёт шмеля”. Всё продолжается нежно-сказочной “Каждому своё”, раздольной “Солнцеворот” и заканчивается риффово-напевной “Зажигая сердца” со страстным хэви-метал припевом, напомнившим мне Burning Witches.
Стоит признать, что “Солнцеворот” превзошёл дебютный диск этой команды по всем пунктам: не растеряв своей фолк-металлической лёгкости и озорного девичьего задора в плане вокальных партий, альбом всесторонне демонстрирует изрядно возросший профессионализм всех без исключения музыкантов и их повысившиеся композиторские навыки. Признаюсь, такого я от Ладушки не ждал - по-моему, всё у них было более чем отлично уже во времена прошлого альбома - однако авторы рассудили иначе и начали всемерно прогрессировать. Что ж, это не хорошо и не плохо, это просто факт, как факт и то, что теперь у нас есть два варианта фолкового хэви-металла с баяном: простой и безудержно-искренний “Солнцекараул” и прогрессивно-извилистый “Солнцеворот” – каждый вариант по-своему хорош, выбирайте на вкус! Для разочарованных последним диском Калевалы весьма настоятельно recommended.