ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ладушка "Солнцеворот"

Ладушка "Солнцеворот"

07-12-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛАДУШКА
Релиз
“СОЛНЦЕВОРОТ”
Год
2018
Стиль
Folk metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Козельск

Дебютной альбом этой команды оказал на меня очень сильное воздействие. Казалось бы, музыка коллектива вторична по определению – само название недвусмысленно делает отсылку к творчеству Калевалы, а звук и музыкальный жанр только подтверждают данную аналогию, однако уже во времена их дебютника “Солнцекараул” (2015) всё было далеко не так просто – за схематичной и даже лубочной обложкой скрывался эмоциональный заряд такой силы, что диск этих ребят стал даже более частым гостем в моём CD-приёмнике, чем проверенные и тоже достаточно высоко ценимые работы их вдохновителей.

В чём же причина столь странного поведения дебютной работы начинающей и по большей части никому не известной команды? Ответ на этот вопрос можно попробовать отыскать на их втором полноформатнике, названном под стать дебюту и оформленном всё в том же простеньком фолк-ключе. И названия песен, и задорные народные песнопения, предваряющие открывающую диск “Масленицу”, дают понять, что изменять изначально выбранному стилю музыканты не намерены - тёплый и располагающий к себе голос вокалистки Марьи, раздольные напевы баяна и ритмичный лязг жёстких металлических риффов по-прежнему составляют их музыкальное кредо.

Как вы поняли, состав коллектива обновился, и теперь у микрофона уже не Наталья Овчаренко, однако, против всех ожиданий, такой “чейндж” не сказался негативно на качестве музыкального материала и никакого когнитивного диссонанса даже у самых придирчивых слушателей вызывать не должен. По крайней мере, лично у меня нареканий по поводу смены фронтвумен нет никаких – характерный стиль Ладушки узнаваем, нужную атмосферу создавать у Марьи получается на все сто, и это главное. Кроме того, как свидетельствует уже второй трек “Горсти серебра”, вокальные партии ныне стали даже изысканнее и сложнее по сравнению с дебютником, а такой прогресс можно только всячески приветствовать.

Почти трэшевый звук гитар в песне “Усладов пир”, мужественные хоры водяных (или это славянские добры молодцы?) и скоростные трели баяна вновь служат обрамлением для прогрессивных фолк-распевок Марьи, которая не желает отказываться от своей прогрессивности даже в почти что народном и вроде как прямолинейно-элементарном номере “Русалочья ночь”. Шикарная, стилизованная под славянский фольклор и соответствующую эпичную народность баллада “Полюшко” переходит в отчаянный фолк-хэви-метал “Полудница”, во второй части которой (2:28-2:40) Марья переходит на хриплый вокальный стиль апологетов тяжёлого металлического рока.

Боевой номер “Рарогъ” вводит партии экстремального мужского вокала (на мой взгляд, не совсем удачные) и не устаёт радовать уши профильных металломанов эффектными железными перекличками (4:08-5:15). Красивейшие камерные фолк-раскаты в “Слезах огня” блистательно сочетаются с достаточно изобретательными гитарными атаками и самозабвенными напевами баяна, которые доходя до фрагмента соло-партии (2:06-3:38) срываются в огненную инструментальную свистопляску, в какой-то момент даже начинающую звучать как “Полёт шмеля”. Всё продолжается нежно-сказочной “Каждому своё”, раздольной “Солнцеворот” и заканчивается риффово-напевной “Зажигая сердца” со страстным хэви-метал припевом, напомнившим мне Burning Witches.

Стоит признать, что “Солнцеворот” превзошёл дебютный диск этой команды по всем пунктам: не растеряв своей фолк-металлической лёгкости и озорного девичьего задора в плане вокальных партий, альбом всесторонне демонстрирует изрядно возросший профессионализм всех без исключения музыкантов и их повысившиеся композиторские навыки. Признаюсь, такого я от Ладушки не ждал - по-моему, всё у них было более чем отлично уже во времена прошлого альбома - однако авторы рассудили иначе и начали всемерно прогрессировать. Что ж, это не хорошо и не плохо, это просто факт, как факт и то, что теперь у нас есть два варианта фолкового хэви-металла с баяном: простой и безудержно-искренний “Солнцекараул” и прогрессивно-извилистый “Солнцеворот” – каждый вариант по-своему хорош, выбирайте на вкус! Для разочарованных последним диском Калевалы весьма настоятельно recommended.