ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ладушка "Счастья полон дом"

11-08-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЛАДУШКА
Релиз
“СЧАСТЬЯ ПОЛОН ДОМ”
Год
2021
Стиль
Folk metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Козельск

Козельская группа Ладушка всегда казалась мне какой-то особенной, хотя никогда не старалась быть чем-то выдающимся, а просто играла свой разудалый фолк-метал с баяном и лидирующим женским вокалом. Участники группы даже не пытались скрывать, что в качестве ориентира взяли Калевалу, но с таким честным привкусом вторичности абсолютно очевидным даже на стадии первого “шапочного” знакомства с названием группы, они всё-таки умудрялись быть интересными и особенными. Первый альбом Ладушки “Солнцекараул” привёл меня просто в восторг своими ядрёными фолковыми мелодиями и ядерным, совершенно нереальным, задором, а второй лишь подтвердил первые впечатления, и оба я с большим удовольствием приобрёл себе на CD и до сих пор с огромным удовольствием слушаю и переслушиваю. Факт в том, что снова их тяжёлого фолк-балагана - песенность, и данный факт стабильно служит основой их уникальности.

Они менялись, менялся состав группы, на втором альбоме пела уже другая вокалистка, но “Солнцеворот” всё-таки держался в русле прежних тенденций команды и продолжал всё то, с чего Ладушка начинала на “Солнцекарауле”, а потому когда в сети появилась новость о том, что участники коллектива с “вышедшей из тени” бэк-вокалисткой Владой и новоприбывшей Алёной Авдеевой, сместившими у микрофона фронтвумен времён “Солнцеворота” Марью, работают над своим третьим полноформатником, я практически не сомневался в том, что они вновь предоставят своим слушателям пачку отличных эпиков в своём фирменном стиле. И ведь не ошибся! Есть какая-то особая душевность в песнях этой группы, и это понятие гораздо шире и глубже, чем традиционно используемое в таких случаях понятие “хитовость”. Их композиции не просто хочется переслушивать и напевать – они трогают за душу, и в то же время они тяжелы, мощны, они качают и зовут в слэм и мошпит.

И “Счастья полон дом” – это действительно типичная Ладушка со своим характерным подходом и с традиционными темами в стиле их великолепного дебюта, и в данном случае это плюс и сильная сторона релиза. Жёсткие гитары и отчаянная, временами почти беснующаяся ритм-секция оригинально обрамляют нежные и радушные, как будто слегка наивные, но от этого ещё более притягательные напевы вокалисток, и результат выходит такой, словно Iron Angel, Sacred Steel и Destruction устроили огненный джемсейшн с Золотым Кольцом. Настоящий крышесрывающий метал и настоящий фолк в одно время и в одном и том же месте, а на выходе - неистовый, обжигающий до мозга костей фолк-метал в самом полном, подлинном и реальном смысле слова. Мне совершенно не хочется скрывать, что я в восторге от их нового альбома и имитировать профессионализм и беспристрастный обзор - эта музыка просто не может оставить равнодушным.

Слегка простоватая обложка в узнаваемом стиле Ладушки воспринимается уже практически как бренд и символ их искренности, и хотя рисованные арты первых двух дисков на данном этапе сменились фотографией музыкантов, я бы не сказал, что что-то принципиально изменилось: это всё та же Ладушка, перед нами всё та же их узнаваемая солнечно-жёлтая колористика - всё по-прежнему и всё на своих местах. Гармонические и стилистические намёки на Ива Нову в треке “Поднимаемся с колен”, русские народные напевы баяна пополам с полупрогрессивной ритм-секцией и изобретательной гитарой в “Молодце”, эксперименты с электроникой в “Ведьме”, на редкость слаженный и техничный инструментал - на мой вкус, на данном альбоме группа смогла с честью воспроизвести все свои лучшие традиции, повторить успех столь впечатлившего меня дебютника и вновь написать целый ряд просто отличных вечнозелёных треков.

Все три альбомы Ладушки очень похожи друг на друга, но все они очень разные, и на каждом из них есть своя особая изюминка и несколько по-настоящему крутых и цепляющих хитов. Мои персональные фавориты на их новейшем диске это на удивление разнообразная, непредсказуемая и напевная титульная вещь (не даром участники группы решили поставить её в самом начале диска), вкрадчивая, какая-то доверительная и отстранённо-мечтательная “Возрождение”, боевая и отчаянная “Злой град” с атмосферной акустической вставкой в середине, нежная русалочья, постепенно переходящая в сумасшедший драйв в знаменитой ладушкиной стилистике “На дивном берегу реки”, и, конечно же, “Молодец”. Проходных вещей на этой пластинке просто нет - каждый из попавших на неё треков имеет свой особый колорит и своё собственное лицо, а потому мой набор - это всего лишь демонстрация личных вкусов и пристрастий.

От аллюзий в сторону Калевалы Ладушке конечно, никуда не деться, и такие сравнения, вероятно, будут частым гостем в комментариях к их актуальному релизу, но я всё равно говорил, говорю и буду говорить, что Ладушка лучше. Группа вновь смогла очень интересно совместить душевность русского фольклора и жёсткую агрессию европейского металла, а оккупировавшие микрофон Влада и Алёна отлично справились со своими вокальными обязанностями. Их музыка оставляет ощущение большей искренности, аутентичности и какой-то удивительной природной народности, и всё это безо всяких языческих реверансов и многочисленных упоминаний родноверской символики, что мне в данном случае кажется однозначным плюсом и свидетельством силы команды. Такая откровенная и раздольная простота мне очень по душе, а лязгающие металлические аранжировки (обратите внимание хотя бы на финальную часть завершающей альбом “Коляды”) в данном контексте очень и очень кстати.