11-05-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Знаковый металлический лейбл More Hate Productions ассоциируется по большей части с экстремальными направлениями тяжмета, но чем была бы наша жизнь, если бы в ней не было исключений – вот и сейчас перед нами именно такое удивительное исключение, которым стал триста одиннадцатый релиз Александра Кантемирова. Думается мне, one-man-проект Light? в особом представлении не нуждается – коллектив Евгения Чуркина за семнадцать лет своего существования выпустил целый ряд разнокалиберных работ, хотя бы одна из которых наверняка да попала в ваше поле зрения; проекту доводилось издаваться на многих лейблах и выпускать самореализованные альбомы, а сейчас судьба привела его на More Hate Productions.
Напомню, что в уже 2013 году Евгений полностью отказался от вокала как такового, а вместо этого сосредоточился на очень экспериментальной и уже почти не тяжёлой музыке, голоса в которой присутствовали только в виде сэмплированных выдержек-цитат из кинофильмов. Всё примерно в таком же ключе обстоит и сейчас: “Песни маленького сердца” – это всецело инструментально-экспериментальный релиз, который звучит как единый монолит. Музыка на альбоме достаточно разнообразна и временами напоминает этюды Каркасси, то и дело апеллирует к джазу и авангарду, порой электронна, а иногда не чурается тяжёлых гитар и прозрачных аллюзий в сторону околодума в духе поздних Green Carnation, Anathema, Antimatter и In The Woods…
Как говорит сам автор, данный диск инспирирован работами Л.Выгодского, А. Лурии и О.Сакса, а его замысел, как я понимаю, попытаться заглянуть в самую суть психической патологии, а в результате увидеть и воспринять её, что говорится, изнутри – оказаться в коже самого больного и взглянуть на мир из клетки деформированного психическими патологиями сознания. Не случайно в буклете диска присутствует стихотворение А.С.Пушкина “Не дай мне Бог сойти с ума, нет, лучше посох и сума..” – то, что здоровому и относительно благополучному человеку может показаться интересным и даже привлекательным, ни самом деле выглядит куда не столь привлекательно и красочно.… Впрочем, Евгений не старается сгущать краски и пугать своих слушателей – наоборот.
Если верить автору и размещённым в буклете “Песен маленького сердца” иллюстрациям-слайдам, психическая дисфория не лишена особой привлекательности и изящества, вполне способна быть величественной и по-своему прекрасной, а иногда в ней присутствует какая-то особая природная тишина и даже релакс (“Тишина во мне поёт”). На самом деле музыкант хочет провести нас примерно по тем же самым звуковым ландшафтам, куда приглашали слушателей в 1999 году Anathema и In The Woods.., – их спокойствие и невозмутимость кажущиеся, а за неспешными гитарными переборами таятся и готовы в любой момент пролиться кромешной ливневой стеной сокрушительные проявления биполярного расстройства (“Свет пронзит и дождь очистит”).
На альбоме много красивых гитарных партий, близких к классике, неоклассике и фламенко, много возвышенных оркестровых фрагментов, а декламация в пятом и седьмом треках поистине впечатляет. Оформление компакта и особенно буклет выглядят очень стильно и красиво, идеально дополняя представленную на диске музыку, а отсутствие в буклете какой-либо сопутствующей информации и разного рода “credits” впечатление не портит, а наоборот оставляет пространство для воображения и размышлений. Тяжёлые, монолитно свинцовые финальные треки возвращают Light? в русло атмосферного дума, однако даже в них (и тем более в них) проект звучит очень диковинно, экспериментально и непредсказуемо.
Мне альбом показался интересным и порадовал своими абстрактными музыкальными зарисовками, но для высшего балла диску, как мне кажется, не хватает какой-то однозначности, конкретности. Впрочем, это исключительно субъективные придирки-ощущения, и обращать внимание на них вряд ли стоит – несмотря ни на что, я слушал диск раз за разом, а потом поставил на полку с огромным удовольствием и наверняка буду возвращаться к альбому и вспоминать его часто, вопреки тому, что по настроению это не совсем то, что я люблю и к чему тяготею. Релиз сильный и многоплановый, а думстерам широкого профиля, которые не разочаровались в любимых группах даже после радикальных перемен в их звучании и понимают, что корни обречённого металла присутствуют даже у Pink Floyd, для ознакомления обязателен.