26-12-2017 Дмитрий Фомин
Как и всякий топовый артист, снискавший мировую известность и ставший чуть ли не "притчей во языцех", одиозный шок-рокер Мэрилин Мэнсон (в миру Брайан Уорнер) практически обречен на то, чтобы слава о его нечестивых деяниях бежала впереди него. Но известность – вещь достаточно непостоянная и, если музыкант уже давным-давно написал свои лучшие песни, то опорой его нынешней популярности становится все тот же имидж, сформированный в эпоху наивысшего расцвета. Но и на этот счет не стоит полагаться твердо.
Да, было время, когда Marilyn Manson действительно считались культовой и одной из самых скандальных рок-групп на планете. Их музыкальный стиль отличался смелостью идей и не находил себе равных. Сам лидер коллектива изысканно "вытирал ноги" об своих поклонников, самым непристойным образом изобличал лицемерие "добропорядочного" американского общества и эпатировал публику гротескными и даже отвратительными, но при этом великолепно поставленными видеоклипами. Матери всерьез беспокоились за своих детей, а религиозные деятели объявили настоящую войну самопровозглашенному Антихристу Суперзвезде, не ведая о том, что лишь добавляют новые кирпичи в стену триумфа Брайана Уорнера.
Да, так обстояли дела пятнадцать лет назад. Но ничто не вечно под луной. Музыкальная сцена неотвратимо меняется, и даже такие деятели как Marilyn Manson не смогли удержать планку первенства. Бесконечные перемены состава не слишком хорошо сказывались на качестве музыкального материала, вследствие чего звучание проекта стало чересчур психоделичным и вымученным, а клипы вместо фееричного бурлеска превратились в демонстрацию модных нарядов его харизматичного лидера и едва ли были способны повлиять на мироощущение зрителей. При таком раскладе Мэнсон оставался интересен лишь для самых упертых фэнов, да и вообще создавалось впечатление, что Брайан действует словно по инерции, потеряв интерес к собственному творчеству.
Как оказалось, не все так безнадежно. Видимо, вдоволь натешившись участием в кино-проектах (выступив как в роли актера, так и режиссера), мистер Мэнсон снова воспылал жаждой творчества. Доказательством тому становится вышедший в 2015-м вполне недурственный ''Pale Emperor'', порадовавший своей мрачностью и тяготением к блюзу. Однако, назвать его однозначно сильной работой было нельзя. Скорее, то была проба сил перед выпуском десятого полноформатного альбома "Heaven Upside Dawn", увидевшего свет в октябре сего года.
Этот лонгплей стал очередным продуктом сотрудничества мистера Мэнсона и именитого композитора Тайлера Бейтса, который на новом альбоме отвечал не только за инструментарий и аранжировки, но и за продюсирование. Вполне вероятно, именно его профессиональный подход помог разжечь в Брайане былой огонь и сотворить по-настоящему интересную пластинку. В многочисленных интервью Мэнсон утверждал, что новоиспеченный релиз будет ближе к классическим "Antichrist Superstar" и "Mechanical Animals". Собственно, так оно и есть на самом деле… и в то же время не совсем так.
Как всегда отлично читаемый, "порочный" вокал мистера Мэнсона и его провокационная лирика, фирменные, грязно звучащие гитары, а также предельно раскованная и дерзкая атмосфера торжествующего либертинажа, доведенного до священнодействия, преподнесены в самом выгодном свете. В то время как обилие электроники, выхолощенный саунд и неприкрытые симпатии к глэму и мейнстриму говорят о том, что музыкант старается держать статус иконы шок-рока и вместе с тем быть актуальным на фоне современной сцены. Альбом приятно поражает свежестью идей с одной стороны и стойкой приверженностью к классическому творчеству – с другой.
Открывающая альбом вещь ''Revelation#12" уже одним своим названием отсылает нас к первым нетленкам Marilyn Manson в духе ''Lunchbox'': грубые гитарные риффы с почти панковским остервенением, индустриальный фетишизм и истеричный нойзовый вокал. Зато "Tattored In Reverse" неожиданно поражает своей хип-хоп стилизацией, переходящей в некую развратную литургию, заставляющую прихлопывать ладонями в такт к тем ударам, что доносятся из колонок. Нарочито перегруженные гитары, диско-сэмплы, изрядная доля пафоса – и вот перед нами отличная композиция для вечеринки в бассейне. "We Know Where You Fucking Live" (нецензурное слово fuck и Мэрилин Мэнсон почти уже стали синонимами), напротив, наделена поистине анархическим настроением и по своему примитивизму и агрессии напоминает атмосферу легендарного "Портрета…".
По традиции самые хитовые номера расположились в центре. Интригующая с первых синтовых нот ''Say10'' (несложная игра слов), претендовавшая ранее на заглавие для альбома, по праву становится одной из самых мощных вещей: неприкрытая сексуальность, взрывоопасная игра страстей и низкий грохот индастриальных гитар. А вот симпатичная, с блюзовыми проблесками, и даже милая ''Kill4Me'' оказывается более лиричным и спокойным номером с простецким, но крайне въедливым припевом, нацеленным на покорение радио-чатов, что вовсе не делает ее хуже.
Пограничный восьмиминутный опус ''Saturnalia'' в духе поздних откровений Мэнсона на стыке альтернативы и готики умело вторгается в сознание дурманящими мелодиями, состоящими из синтетически-струнных фрагментов, психоделических зарисовок и танцевальных мотивов. Идеальный саундтрек для любителей расширить сознание при помощи специальных "веществ".
Вторая часть пластинки выдалась не столь эпатажной, но от этого не менее интересной. Энергичный номер ''JESUS CRISIS'' неплохо разгоняет кровь после пьянящего дурмана, после чего мы можем как следует оценить еще один крепкий хит ''Blood Honey'', вступление которого напоминает нечто из творчества Linkin Park, а взрывной припев вызывает ассоциации с ''Nobodies''. Заглавная композиция исполнена в таком же пограничном стиле: акустические партии a-la Nirvana и нотки альтернативного рока вкупе со сосредоточенным вокалом Брайана рисуют перед нами новый, лиричный образ рок-бунтаря, такой знакомый, но изрядно подзабытый.
Финал также нисколько не подкачал. Композиция ''Threats Of Romans'', освобожденная от засилия электроники, всецело достойна внимания. Мефистофельский бархатистый вокал, тягучие блюзовые интонации, партии пианино, задающего основной такт, и плотный гитарный строй - определенно то, что нужно, чтобы погрузить слушателя в атмосферу дымного кабаре, где нет места запретам и морали. Более чем эффектное завершение достойного альбома.
Резюмируя все изложенное, можно сказать, что новое откровение прославленного артиста определенно удалось. Помимо высочайшего качества продакшена и отличной композиторской работы альбом выгодно отличается от своих предшественников своей незамысловатостью и хитовостью. Каждая песня имеет индивидуальный облик и симпатична по-своему, каждая нота хорошо прочувствованна и находится на своем месте. Похоже, что Мэнсону и Бейтсу впервые за долгое время удалось нащупать тот первобытный нерв, благодаря которому ранние произведения группы заводили в истерике целые стадионы, не скатываясь при этом в жалкий самоплагиат.
Преданные ценители творчества Брайана Уорнера определенно будут довольны этой работой, а модернизированное звучание может стать хорошей наживкой для более молодого поколения, прежде не знакомого с наследием Антихриста Суперзвезды. Не менее важным фактором становится то, что в звучание группы вернулась та интеллектуальная разнузданность, импульсивный протест и невероятно притягательный высокомерный сарказм, которого так не хватало предыдущим творениям группы. Мэрилин Мэнсон снова готов эпатировать, провоцировать и изобличать, и как никогда прежде за последние лет семь близок к тому, чтобы действительно перевернуть небеса вверх дном.