ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Музыка должна рассказывать какую-то историю, и далеко не все истории прямолинейны!» Интервью с Neiromaze.

16-10-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

И вновь сингл мрачных и психоделичных шаманов из NEIROMAZE стал у нас релизом месяца, и мы снова спешим помучить своими каверзными вопросами коллективный разум команды, к которой, как вы помните, не так давно примкнула вокалистка Аполлинария Чикунова. Кстати, сингл победил у нас в этот раз непростой, а очень даже необычный. Трек “The Crawl The Creep”, который по итогу голосования стал у нас на ASTARTA лучшим релизом июля 2024 года, представляет уже третью версию данной композиции, корни которой и вовсе уходят куда-то во мрак истории и лабиринтов подсознания. И, собственно, мрака в данном случае будет много, таинственности – ещё больше, а вербальные лингвистические пасхалки наших сегодняшних собеседников органично дополнят аудио-миражи музыкального материала этой интересной и необычной команды, имеющей большую симпатию к необычным инструментам. Будет лаконично, но интересно, жарко, искреннее и красноречиво про сны, вязание крючком, математику интуиции, лингвист-метал, саксофон, адскую гончую с вилами в зубах и, конечно же, близящиеся концерты коллектива и актуальный трек “The Crawl The Creep”.

– Доброго вечера, Neiromaze! Поздравляю вас с очередной победой в нашем опросе! Я правильно понимаю, что для вас такая победа во второй раз с песней, которая записана в третий раз это нечто особенное?

– Мы решили сделать это фишкой группы, и каждый год выпускать “The Crawl The Creep”, вместо похода в баню.

– А как так вышло, что эта вещь у вас имела вот такую долгую эволюцию….и такую серьёзную длительность? Чем она такая особенная для вас?

– Изначально, эта композиция прошла долгий процесс написания. Более того, текст к ней был написан задолго до появления музыки. Еще более того, идея песни появилась задолго до существования группы. И особенность кроется в том числе и в тексте: текст писался на основе одного сна, который снился Анне (бас-гитара) дважды с разницей в 10 лет.

– Что это за сон можно рассказать? Очень уж интересно!

Анна: мне было лет шестнадцать, когда мне приснился сон, где я иду по берегу реки и обнаруживаю, что за мной следит адская гончая с вилами в зубах. Большая черная собака. В какой-то момент она начала преследовать меня, а я не могла от нее убежать. По всем законам снов бег был медленный, и ноги были будто ватными. В конце сна она меня проткнула вилами.
Уже тогда я попыталась написать текст песни, но попытка не увенчалась успехом.

А через несколько лет мне приснилось продолжение. Тот сюжет сделал меня наблюдателем со стороны, и я следила за тем, как эта же гончая стояла у собора с острыми шпилями на фоне красного неба. Так родилась окончательная идея, и сложился текст.

– А как часто идеи к вам приходят во сне? Насколько для вас это типично и в порядке вещей?

Аполлинария: Мне вообще много чего во сне приходит. И идеи для песен/ обложек/ рисунков и даже советы по тому, как усвоить материал или технику, которая мне не дается. Я с детства училась работать со снами и использовать их для своей бодрствующей выгоды.

– Не пробовали анализировать и толковать свои сны? Как вам, например, фрейдовская система толкования сновидений?

Аполлинария: Я стараюсь не придерживаться каких-то определенных трактовок. Это же мой разум, и мне самой должно быть понятнее, что он мне показывает. Я предпочитаю помнить, что все персонажи во сне – это разные проявления меня и в связи с этим можно построить достоверную картину того, что моё подсознательное говорит моему сознательному.

– Что за непредвиденные трудности помешали вам выпустить трек вовремя? Уж не тёмные ли силы мешали в этот раз?

– У нас «веселый» дистрибьютор. Несмотря ни на что, мы его любим.

– А вообще часто бывает так, что кто-то и что-то мешает в работе над композициями и на репетициях?

– Никто, кроме нас!

– А в чём основной посыл “The Crawl The Creep” и её послание к слушателю? Какую идею вы вкладывали в неё изначально?

– Иногда для того, чтобы преодолеть свой самый страшный кошмар, нужно погрузиться в него с головой, и прожить от начала до конца.

– Как было принято решение использовать слово “salvage” в значении “salvation”? Вообще нет ли тут какой-то интересной истории в связи с текстом “The Crawl The Creep”?

– В оригинале, слово “Salvage” использовалось именно как «salvation», чаще в религиозных контекстах. В исходном варианте – до внесения некоторых правок – была фраза «His kingdom came», что буквально переводится как «И царствие Его пришло».

– Да, фраза из молитвы “Отче наш”, только там традиционно используется устаревшее “thy” вместо “his”. Что вдохновило на “The Crawl The Creep”, а затем вдохновляло на переделывание и новые версии?

– Настойчивость бас-гитаристки Ани.

– На что вообще похоже вот такое создание новой версии уже существующего трека?

– На то, как – будто на уже готовой скульптуре высекать новые детали.

– Насколько болезненным был опыт редактирования текста песни и внесения изменений в неё? На что это было похоже?

– Процесс был довольно сложным, поскольку на тот момент Аполлинария только пришла в коллектив, и почти сразу перед ней была поставлена задача не просто что-то написать, а отредактировать уже готовую записанную песню. Было сложно добиться баланса между сохранением основных идей и привнесением индивидуальности.

– В какой степени для вас важно быть правильно понятыми и чтобы слушатели интерпретировали ваши тексты в соответствии с вашими замыслами и задумкам? Имеет для вас это значение?

– Мы даем только общий план, а смысл уже остается на усмотрение слушателя.
Хотя, в каждом тексте, конечно, уже заложена определенная идея.
Но интерпретация слушателя – это его собственный опыт.

– Как считаете, насколько NEIROMAZE это лингвист-метал и какую роль в вашем творчестве вы сами отводите текстам?

– Тексты пишутся специально, чтобы рифмоваться и сочетаться с музыкой. По факту, тексты – отражение мелодии. Но мы не настолько погружены в лингвистический вопрос, чтобы ровно в середине песни петь «mitosis».

– А не бывает желания хотя бы ради эксперимента записать такой же филологический и выверенный текст с вербальными пасхалками, но на русском?

– Аполлинария очень усердно работает над написанием текстов на русском языке. Возможно, в будущем мы запишем что-то на русском языке.

– Есть ли у вас в бэк-каталоге ещё какие-то композиции, у которых могли бы появиться альтернативные переработанные версии?

– Да, есть. И скоро вы их услышите.

– На что вообще у вас похожа работа над текстом песни? Это как собирание пазла, игра в шахматы и решение уравнения из высшей математики, вязание крючком или всё как-то иначе?

– Вязание крючком. Мы этим и на репетициях иногда занимаемся. В прямом смысле.

– Вязание как-то вдохновляет на создание музыки или текстов? Я видел у вас в сообществе, что вы практикуете создание шопперов ручной работы…

– Все связано! Также, у нас есть вязаный мерч, и вязание успокаивает нервы.
А на создание музыки и текстов вдохновляют разные вещи. В плане текстов, Аполлинария полагается на то, о чем ей говорит музыка, переслушивая каждую часть песни по много раз.

– А вообще ваши тексты можно назвать математическими, есть какие-то особые законы и закономерности в тех мантрах, которые у вас в итоге становятся песнями?

– Текст пишется на математике интуиции.

– Понимаю, что выше вы, скорее всего, пошутили про каждогодичную запись этого трека, но всё-таки поинтересуюсь – не исключаете, что ещё будет и четвёртый вариант “The Crawl The Creep”?

– Как уже ответили выше, не исключено!

– Какую из трёх версий вы сами любите больше всего?

– Концертную. Которую вы можете услышать на нашем концерте 20 октября в клубе Peak Sound.

– Но записывать её не будете?

– Нет, в этот раз не будем.

– Как вы вообще относитесь к концертным релизам? Насколько вероятно, что однажды выпустите такой live-альбом сами?

– Это хорошая идея, на самом деле. Но перед этим, надо решить, конечно, множество технических вопросов, чтобы максимально передать красоту композиций, чтобы слушатель мог полностью оценить, как песня живет и перерождается каждый раз по-новому в лайвах.

– Что особенного и интересно ожидается на концерте 20 октября? Будут какие-то эксклюзивные премьеры и сюрпризы?

– Это будет уникальный опыт для всех: и для нас, и для слушателей.  Будет много мерча ручной работы, конкурс на самый нейромейзный костюм, новые треки.

– Концерт планируется в непосредственной близости к хэллоуину/самайну, не будет ли там чего-то такого «тыквенного» и «хоррор-занимательного»?

– Хоррор позанимательнее будет на концерте 2 ноября с группой Lamia Morra, посвященном творчеству Ханса Гигера.  Концерт же 20 октября приурочен к празднику жизни двух членов коллектива.

– Насколько возможно, что в будущем у вас появится трек с ещё более внушительным хронометражем, чем “The Crawl The Creep”?

– Возможность крайне высока. Просто дело в том, что сделать две композиции и «слить» их в одну – это не равнозначно создать одну композицию такой же длительности. То есть, та же.

– Насколько интересно вам писать вот такие мини-симфонии и мини-оперы в авангардном металле? Насколько для вас это тот вектор, в сторону которого хотелось бы развиваться?

– Конечно, это очень интересно. Ты не скован условными рамками жанра, где «вот тут должен быть припев, вот тут – соло, а тут – повтор припева». Музыка должна рассказывать какую-то историю, и далеко не все истории прямолинейны, однотипны и стандартны.
В конце концов, главное – чтобы песня звучала круто, а сколько там припевов и есть ли они вообще – второй вопрос

И да, хотелось бы заиметь в нашем каталоге вещи типа “Anesthetize”, “Arriving Somewhere but Not Here” (Porcupine Tree) и “Invincible” (Tool): густые, максимально погружающие в себя, и оттого довольно длинные.

– А каково это исполнять на концертах такие долгие и сложные вещи? Слушатели не впадают в летаргию?

– Мы верим, что наша аудитория понимает смысл и посыл нашей музыки. То есть они и приходят для того, чтобы получить в том числе духовный опыт, который, помимо прочего, подразумевает некую предварительную подготовку. Определенное воздействие они – наши композиции, то есть – определенно имеют.

– Как так вышло, что решили обратиться за соло-гитарой к Радику Шайхутдинову? И почему именно к нему?

– С Радиком мы знакомы довольно давно. У него есть вкус и, что важно, свой стиль, а именно другой – отличного от нашего гитариста Ивана – стиль и требовался для первого соло. Один гитарист может сыграть хоть 3 соло, но очень трудно сделать так, чтобы они звучали как соло от трех разных гитаристов. Проще говоря, требовался гитарист со вкусом и со своим стилем, и Радик подошел идеально.

– В чём был смысл записи барабанов именно на Beatbox? Чем вас привлекла именно эта студия?

– Честно говоря, на тот момент мы еще не работали с KSP Studio, на которой пишем барабаны сейчас. Потому, как такового определенного смысла не было.

– Сведением и мастерингом cutlast audio довольны?

– Абсолютно! Нашли прекрасное взаимопонимание, что очень важно в такой музыке, как наша, когда не все получается объяснить словами.

– А есть у вас какой-то идеал в плане работы над звуком и какой-то любимый саунд среди известных студий? Кому бы вы доверили работу над звучанием NEIROMAZE, если бы у вас были в руках все карты и не существовало никаких ограничений? Morrisound, Finnvox, Abyss или ещё какая-то студия?

– Было бы здорово поработать с Джо Барреси, который приложил руку к звучанию таких групп как QOTSA, Tool, Coheed and Cambria и многих других.

– Что в самых ближайших планах? Работаете ли сейчас над какими-то новыми треками?

– Ближайшие – это концерты. Сольный концерт 20 октября в клубе Peak Sound, далее – в Санкт-Петербурге на прогрессив-рок фестивале «Babooinum fest» 2 ноября, организатором которого выступает наш старый друг Сергей Горчанинов, а также совестное выступление с потрясающей группой Lamia Morra в клубе Mezzo Forte.

 – Какого из этих концертов ждёте с наибольшим волнением и трепетом и почему?

– Конечно, 20 октября. Это наш первый опыт сольного концерта, плюс дни рождения двух участников, как-никак. Это очень волнительно.

– Будете ли совместно отмечать свои дни рождения и ожидаете ли каких-то подарков от слушателей и посетителей концерта 20 октября?

– Мы действительно хотим отметить вместе. Подарки приветствуются, но главный подарок – это ваше время, выделенное на наш концерт.

– С каким настроением проводите наступившую осень и чего ждёте от неё?

– Ждём много концертов. Чтобы 20 октября в клубе Peak Sound было много людей, которым наша музыка откликается. И в целом, осень – довольно продуктивная пора, и готовим EP.

– Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

– Больше вопросов относительно других инструментов, особенно – барабанов.

– А почему у вас такое отношение к барабанам, и чем они такие особенные у вас? Мне сразу вспомнилась книжка Лены Элтанг “Другие барабаны” и тут же подумалось, что, наверное, это точно про вас…

Яша: Для меня ритм, это не просто дополнение к песням. Я стараюсь быть в синергии с остальными участниками. Будь то, внезапно, бас-гитара или даже вокал. Например, в треке “Save Youself” в куплете я обыгрываю именно вокальную линию. Динамикой стараюсь максимально передать нужную эмоцию. Кроме того, есть некоторые математические моменты в песнях, где барабаны и гитара дополняют друг друга и это сочетание позволяет конкретному эпизоду встать на правильные рельсы и вывести песню в нужном направлении

– В данный момент вводите какие-то новые необычные инструменты в свой арсенал? Что и кто из вас осваивает именно сейчас?

– В настоящий период, мы работаем над клавишной секцией вместе с прекрасной и талантливой Алевтиной Андреевой. Надеемся, что наша совместная работа будет продолжительной и продуктивной! Яша же добавляет больше перкуссионных инструментов, больше внедряет электронных барабанов. Это, конечно, добавляет множество новых слоев музыки
Аня работает над саксофоном, внедрением духовых инструментов. Аполлинария активно изучает и осваивает новые вокальные техники…

Словом, на месте не стоим – это точно.

– А есть ли такой инструмент, который обязательно хотелось бы ввести в музыкальную палитру NEIROMAZE, но по каким-то причинам это не удаётся сделать?

– Вторая гитара! Серьезно. Раньше у нас был второй гитарист, что позволяло строить интересные и необычные гармонии в живом исполнении без привлечения каких-то дополнительных устройств типа луперов и пр., чтобы исполнить их как на записях. Но оказалось, что найти вторую гитару в наш коллектив – очень сложная задача ввиду как специфики музыки, так и ее сложности. Все-таки, в некоторых композициях одной гитары недостаточно, чтобы передать глубину и мощь отдельных элементов

Ну а сейчас, с появлением клавишных в лице Алевтины, это как-то компенсируется.

– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас сегодня читал?

– Приходите на наши концерты. Слушайте интересную – в том числе нашу – музыку. И хорошо проводите осень: не болейте, тепло одевайтесь и берегите себя!
И как говорила прабабушка Аполлинарии: «Зай гезунд!».

– Спасибо за интервью!