ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Квинтэссенция "Я вижу"

20-11-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
КВИНТЭССЕНЦИЯ
Релиз
“Я ВИЖУ”
Год
2021
Стиль
Progressive metal / atmospheric metal / avant-garde metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Можете представить себе, как зазвучали бы самые грустные и атмосферные треки Fleur, если бы их скрестили с металлическим авангардом в духе Madder Mortem и Atrox? Вот и я подобного особо не представлял, пока не услышал третий альбом группы Квинтэссенция. Печальный женский вокал, тонны атмосферы и густого меланхоличного тумана и всё это под достаточно жёсткий аккомпанемент и с сумасшедшими каскадами виртуозных гитарных соло. Музыканты сходу заявляют о своём желании скрестить в своей музыке духовные высоты и материальное совершенство, а обложка их полноформатника намекает ещё и на серьёзную мировоззренческую основательность актуального лонгплея, и в итоге “Я вижу” это и первое, и второе, и третье, и даже немного больше.

Можно было бы, наверное, назвать Квинтэссенцию отечественным аналогом Aesma Daeva, но упор в данном определении стоит сделать именно на слово “отечественным”, а в музыке состава присутствует целый водопад отсылок к характерным моментам умного отечественного рока вроде Ольги Арефьевой, Двуречья Натальи Марковой, Мельницы и других подобных групп. “Да у вас, батенька, хороший вкус!” - так и хочется воскликнуть голосом Ленина, когда слушаешь “Я вижу”, и это действительно так. От Caprice и NeNasty до Елены Камбуровой и Ирины Богушевской - спектр цитируемых групп и исполнителей на альбоме впечатляет, а лёгкость переходов от одного к другому порой кажется по-настоящему фантастической и поражающей воображение.

Элементы регги (“Ангел”), фолка (“Солнце”), фанка (“Метаморфозы”) и других смежных и несмежных жанров ощетинились на альбоме стройным частоколом, а напевная скрипка добавляет ещё одну дополнительную толику бонусного шарма, делая их композиции ещё более изящными и утончёнными, но вот с самоопределением группы в качестве прогрессивного металла я не очень согласен. Конечно, их материал прогрессивен и находится на весьма серьёзном техническом уровне, однако гармонии и композиционные решения на альбоме по большей части всё-таки авангардные. Именно авангардом веет от особенностей построения треков, да и эклектичность задействованных элементов тоже выдаёт в создателях пластинки заядлых авангардистов, а потому я всё-таки больше склоняюсь к тому, чтобы определить Квинтэссенцию как авангардный метал.

В записи одного из треков с альбома принял участие американский джазовый клавишник Адам Хольцман, и в данном случае это на самом деле очень характерный момент. Музыканты не просто сделали заявку на то, чтобы поставить прогрессивно-авангардный метал в один ряд с классиками арт-рока, но замахнулись ещё выше и наметились в высшую лигу джазовых импровизаций. И получилось так, как если бы Factory Of Dreams и Diablo Swing Orchestra смешали с Пэтом Метени и Ли Ритенауром. Штука, конечно, очень на любителя, но вышло вкусно, закручено и умно. Для рядовых метал-слушателей тут, вероятно, будет слишком много изломов, непонятных переходов и слишком скорострельных соло, а вот поклонники чистейшего прога на грани с авангардом, вероятно, будут просто в восторге.

Как известно, не техникой и не перфекционизмом единым жив человек, но хорошей и добротной песенности на альбоме тоже вполне себе хватает. Та же фолковая “Солнце”, что напомнила мне Хелавису с её Мельницей, или утончённая франкоязычная “Жизнь” слушаются очень даже раздольно, напевно и сказочно, а серьёзный академический подход в аранжировках и в исполнении не просто напоминает о походах на концерты в филармонию и о занятиях в музыкальной школе, но действительно вызывает неподдельное уважение, только вот хитовости как таковой в данном случае всё-таки не предполагается, и, вероятно, подобного в данном жанре быть и не могло. Всё-таки Квинтэссенция - это не поп-рок, а серьёзный и хмурый метал в традициях философствующих наследников Эллады из Aesma Daeva.

А вот настроение у альбома по преимуществу думовое и напоминает времена зарождения жанра, когда на сцене только-только появлялись The Gathering, On Thorns I Lay и им подобные коллективы. При всём многообразии и разномастном количестве используемых стилистических ингредиентов по своей эмоциональной окраске работа оставляет ощущение колючего морозного рассвета. Если вам доводилось видеть картины Н.К.Рериха, то вот вам ещё одна хорошая аналогия для того чтобы понять и прочувствовать то что вас ждёт на рецензируемом релизе ещё до аудиального соприкосновения с ним. “Я вижу” - это магический реализм с привкусом скорбного экзистенциализма, и философская основательность лирики группы действительно находится на соответствующем уровне великих мыслителей прошлого.

Как и полагается авангарду, альбом сложен и многослоен, но помимо этой традиционной скрябинской эклектики рецензируемая сейчас пластинка отличается ещё и повышенной атмосферностью, понимают которую участники коллектива по большей части как напор, повышенную концентрацию звуков, шумность и какофоничность. Многие группы упоминали в своём творчестве тишину перед штормом и шторм после тишины, ну а Квинтэссенция решила показать нам обе данных составляющих в тесном и неразрывном единстве. Спокойные и умиротворяющие элементы сменяются на альбоме грозовыми и напористыми фрагментами, а буйство их экспрессии достигает такого накала, что сравнения с ураганом действительно напрашиваются сами собой.

Музыка разбушевавшейся морской стихии - вот что такое “Я вижу”, и музыкальное воплощение оттенков сокрушительного природного неистовства действительно получилось у участников команды очень аутентичным. Актуальное творение группы не упрекнёшь в узости кругозора, однобокости или линейности - авторы постарались обрисовать и занести в свою музыкальную картину максимум самых разных элементов, нюансов и оттенков, показав нам буйство стихии с максимального количества точек зрения, и в этом плане своей цели они, определённо, достигли, ведь вышло всё действительно монументально. Альбом разнообразен, ловко переливается оттенками самых разнообразных эмоций, а в итоге оставляет ощущение музыкального калейдоскопа с привкусом прозрачной звёздной тоски.

“Я вижу” действительно получился слишком диким, слишком необузданным и слишком шумным, а радикальность контрастов и особенности аранжировок делают этот релиз на самом деле весьма похожим на море в период жестокого девятибалльного шторма, и звучит это весьма неистово и непредсказуемо. Арктический холод и острые края разбитых беспощадными волнами скал режут уши во время прослушивания диска с невероятной интенсивностью, и ощущается это мощно и при всей своей специфичности и зябкости всё-таки очень гармонично и слушабельно. Если вам по душе Скрябин, Шнитке, Chaostar, Peccatum и прочий музыкальный оккультизм в рерихианской палитре, попробуйте приобщиться и к этой холодной мистерии. Должно впечатлить и пробрать до костей. Все данные для того имеются.