ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Existenter "Samurai"

21-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
EXISTENTER
Релиз
“SAMURAI” (EP)
Год
2022
Стиль
Progressive metal / groove metal / alternative metal / modern metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Курск

Курские прог-энтузиасты из Existenter развиваются просто с молниеносной скоростью, и у них практически каждый день большие и серьёзные новости: сначала они выпустили очень неплохой диск "The Planet In The Universe" ещё под названием Existentia, потом сменили имя, обновили состав, а заодно и концепцию и на этих новых дрожжах выпустили ещё два альбома, а пока я едва-едва успевал отслеживать и хоть как-то обзорно освещать все эти пертурбации, у них уже готов очередной диск и… опять не обошлось без кадровых перестановок, да ещё каких – у Existenter снова сменилась вокалистка! И даже это не полный список нововведений и перемен! Для записи своего актуального миника “Samurai” они не только сменили подход к продюсированию и микс-инженера, ввели в эксплуатацию эксклюзивные, сделанные специально для группы гитары, но и до неузнаваемости перекроили свой имидж.

Всего три трека, но этого более чем достаточно для того, чтобы составить представление об актуальном положении дел в лагере команды и попробовать на вкус их обновившийся с обновлением состава группы стиль. И ведь не случайно у них всё в этот раз сделано в таком японском стиле – восток в музыке коллектива действительно ощущается на все сто: саке, кимоно, Фудзиями, знаменитая восточная созерцательность, неизлечимая скорбь Хиросимы и Нагасаки, гейши, императоры и самураи – всё это читается в нынешнем EP группы, и всё это характерные особенности нынешнего обновлённого Экзистентера, который всё выше рвётся в облака и всё глубже лезет в воду, и всё это без каких-либо диссонансов и противоречий. Да, они всегда совмещали разное и достаточно разнородное, но именно сейчас все эти антиномии вышли на первый план и стали выглядеть так живо, реалистично и волнующе.

Existenter потяжелел, и это становится очевидно уже в самые первые секунды открывающей мини-альбом титульной вещи. Скрежет экстремального вокала здесь напоминает про The Agonist, In This Moment и Eths, а когда дело доходит до возвращения чистого голоса, это звучит ещё более авангардно и смело, чем раньше. Эти ребята настолько прогрессивны, что им тесно в рамках традиционного прог-металла a la Dream Theater и Fates Warning, и они сами того не замечая, забредают на владения авангарда, грув и мат-металла, металкора и альтернативы. Риффы тяжелеют, мускулы драйва набухают и твердеют, и вот результат – их свежий EP звучит ещё яростнее, жёстче, форсированнее, чем раньше, но в то же время ещё более мелодично и очаровательно. Работа над ошибками времён прошлого диска была с успехом проделана, и музыкальная идиллия Экзистентера теперь близится к идеальной или почти идеальной.

Никаких диссонирующих с общим настроем мужских бэков, никаких сомнительных переходов, всё очень нежно, мягко и в то же время воздушно, порывисто и свежо. В звуковых волнах “Samurai” много авангарда, много альтернативы, много непривычного и необычного, а намёками на речитатив в замыкающей шествие “I Wanna Know”, напомнившие мне классику Kittie, Eths и Otep вкупе с какой-то странной и живущей по совершенно удивительным и неотмирным законам логикой, можно начать список сюрпризов и пасхалок данного EP. Музыкальный стиль авторов “Samurai” не так-то просто однозначно охарактеризовать и ещё труднее засунуть на какую-то одну стилистическую полку, но то, что он вызывает сильные эмоции и запоминается надолго – это факт. Альбом получился красочный, масштабный и сильный, а его смелость и лёгкость изящно подчёркивают и усиливают друг друга.

Открывающая диск титульная вещь демонстрирует мощь обновлённого Existenter и его умение играть оттенками меланхолии и мощи (атмосферная часть в этой вещи почти воочию напомнила мне легендарный диск Aesma Daeva “Here Lies One Whose Name Was Written In Water”, что в сочетании с core-долбёжкой просто потрясающе бьёт по контрастам), сменяющая её “Мгновения Марса” заходит с принципиально другого края и фантазирует на тему классического хэви-металла a la Huntress и Kobra And The Lotus пополам с фишками Arch Enemy и поп-альтернативой вроде Evanescence и Amaranthe (да-да, они реально могут писать по-настоящему хитовые вещи, которые могут без труда застолбить себе место даже на MTV!), а завершающая пластинку “I Wanna Know” ещё сильнее дожимает до максимума хитовость и эксперименты с альтернативой. Много нюансов, много оттенков, много глубины – в эти три трека можно всматриваться почти бесконечно.

Знаю, что участники группы не очень жалуют мои аналогии и предпочитают им сравнения с Opeth, Halestorm, Haken, Soen, Vola и Pantera, но я слышу то, что слышу, и пусть перечисленные мной группы не так известны и титулованы, как только что проследовавшие строем в этом абзаце аналогии, данные аналогии намного более точно раскрывают суть концептуальных задумок курян, и это действительно более тонко и эстетично, нежели эпатажные провокации Halestorm, мощный, но всё-таки давно уже ставший чем-то привычным грув Pantera или скитания по оттенкам тьмы в исполнении Opeth. И ведь Existenter не просты – совсем не просты – в их музыке можно расслышать целый калейдоскоп самых разных оттенков и нюансов, и это на самом деле тяжёлый фьюжн самого ультимативного и презентабельного качества (подтянуть бы под это дело ещё визуальную составляющую как надо, вообще будет шикарно).

И мне очень радостно, что в Курске есть настолько сильные и интересные команды, и с каждым новым релизом я начинаю ждать от Existenter всё больше и больше, понимания, что этой команде на самом деле подвластно всё или почти всё. Такая умная и не испорченная мейнстримом версия Arch Enemy или того, чем могла бы быть эта группа с амбициями и умениями своих инструменталистов, лично мне очень по душе, и это действительно звучит мощно, вкусно и оригинально. Existenter совместили прог-выверенность с атональной глубиной и непредсказуемостью авангарда, тяжеловесностью грува и современной душевностью альтернативы и получился очень даже неплохой гибрид, а слушать такое могут и бунтари-подростки на скейтбордах, и умудрённые прослушанными тоннами музыкальных артефактов седые ветераны металлических сражений. Свежо, профессионально и с душой.