ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Мы верим в то, что искусство помогает нам становиться лучше» Интервью с Koppernigk

14-07-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самарско-московский коллектив Koppernigk уже засветился у нас на ASTARTA со своим дебютным альбомом “Create”, да так засветился, что стал в итоге лучшим релизом июня 2024 года. Как это водится у нас, после подобных событий обязательно следует интервью, и сегодня результат нашей беседы с любителями расширять классические метал-формы из Koppernigk перед вами, и это достаточно внушительный по объёму манускрипт с обсуждением всех важнейших аспектов дебютного лонгплея команды. Про концепцию и название, про самого незабвенного Коперника, про фолк, обложку их венценосного альбома, Васнецова, шашлыки и лето – всё в нашем сегодняшнем материале, ну и, конечно же, не обошлось без пары горячих эксклюзивов по поводу готовящегося материала команды и их очередного альбома. Читаем, слушаем, напитываемся философскими месседжами “Create” и учимся мыслить шире и глубже – всё прямо здесь и сейчас, и музыканты Koppernigkс нетерпением ждут вашего внимания.

– Доброго времени суток, Koppernigk! Поздравляем с победой в нашем опросе! Как проводите это лето и планируете ли какие-то фестивальные выступления в данном сезоне?

Приветствуем, Astarta, и спасибо за поздравления! Лето мы проводим с делом – пишем музыку для нового альбома, а также занимаемся сторонними проектами, но и отдыхать, конечно, не забываем. Мы вообще часто собираемся группой. Фестивальных выступлений пока не планируется, сейчас мы целиком сосредоточены на сочинении новой музыки.

– Какие чувства и мысли у вас в связи с победой у нас? И считаете ли сами свой альбом лучшим или близким к идеалу в своём направлении?

Нам очень приятно, что альбом в целом был высоко оценён. Но говорить о сравнительных и превосходных степенях, во-первых, рано, а во-вторых, пока это ещё преимущественно наработки. У нас нет сейчас чёткого направления, а основной задачей является размывание границ жанра и нахождение новых «фишек» в звучании. Поэтому честным будет признаться, что мы сами находимся ещё только в стадии поиска своего стиля.

– Как вы определяете для себя концепцию своего коллектива и откуда взялось ваше название? Почему Коперник? Коперник как исторический персонаж и реальный человек вам близок? Хорошо знаете его жизнь и труды?

Коперник — очень значимая персона для понимания устройства нашего мира. Это, прежде всего, про становление идей гелиоцентрической системы. О том, что наша планета не центр, а лишь один из космических объектов, вращающихся вокруг солнца. Но за всей этой ныне стройной системой также стоит множество других событий и личностей, начиная со времён древней Греции, заканчивая эпохой Ньютона. Все они сформировали базовые научные знания о космосе и устройстве Вселенной. Группа Koppernigk – это о выходе за рамки, о познании и осмыслении старого, создании нового и тесном, часто драматическом взаимодействии социума с окружающим миром.

– А какие ещё мыслители прошлого вдохновляют вас и оказывают на вас влияние?

Думаю, это будут многие философы, которые так или иначе критически, прогрессивно мыслили и пытались понять устройство Вселенной.

– На какую музыку вам хотелось бы ориентироваться в рамках Koppernigk и вдохновляют ли вас какие-то метал-группы? Мне почему-то показалось, что создатели альбома “Create” вдохновляются кем-то вроде Шнитке, Скрябина и Рахманинова, чистым авангардом или вообще чистыми смыслами, не облечёнными в звуки и слова. Насколько это так?

Кем мы вдохновляемся, сказать, наверное, не представляется возможным. Рахманинов из перечисленных, пожалуй, имеет на нас наибольшее влияние, потому что это любимый композитор нашего вокалиста (наряду со Свиридовым) и один из любимых у лид-гитариста,но было бы большой ошибкой назвать один-единственный источник вдохновения. Так как 90% материала на альбом написал наш лид-гитарист, проще будет перечислить авторов, оказавших на него большое влияние. В первую очередь, это композиторы, писавшие музыку для игр StuartChatwood, KaiRozenkranz, MichielvandenBos, YasunoriMitsuda, ГруппаMesh, MarcinCzartynski, GerardK. Marino, JesperKyd, AkiraYamaoka; далее, такие blackmetal коллективы, как Watain, WędrującyWiatr, Fukpig, Gloosh,Gherzen; экспериментальные музыканты из Sokoninaru, VectorofUnderground (до 2015 года); из мейнстрима Megadeth, Slayer, Death, Gojira, Godsmack,Slipknot, Nirvana, а также классические композиторы Рахманинов, Чайковский, Моцарт, Верди, Бородин.

По поводу авангарда. Авангард – это то, что часто будет присутствовать в нашей музыке, хоть мы к нему и не стремимся. Напротив, вокалист много говорит об оптимизации творчества таким образом, чтобы оно стало более понятным и лёгким для слушателя, но при этом не потеряло изначальной задумки и концептуальности. Думаю, рано или поздно мы найдем "золотое сечение", комбинируя сложные композиции с темами, ориентированными на радио.

– А в целом что всё-таки вдохновляет на собственное творчество? Какие-то события, мысли, прочитанные книги, размышления или внутренние ощущения, переживания? Что в большей степени?

На собственное творчество нас вдохновляет, в первую очередь, желание экспериментировать. Мы – противопоставление тенденциям популярной музыки с минимальной смысловой нагрузкой или вовсе с отсутствием смысловой нагрузки, а также сонграйтинга по проверенной схеме. Из жизни вообще постепенно куда-то уходит смысл и новые открытия. Всё это выглядит так, словно мы не жизнь живём, а играем в конструктор и пытаемся подогнать элементы, чтобы получилась башенка. Мы не из тех, кто боится выходить за рамки, углубляться в материал, прорабатывать его и делать что-то новое.

– Как так вышло, что обложка у вашего альбома настолько фолковая и славянская?

Изначально обложка готовилась исключительно для трека “Cognize”. И она должна была стать одной из шести иллюстраций в буклете к CD-изданию. Были планы сделать художественное оформление для каждого трека отдельно, используя различные жанры и техники, но ни времени, ни финансов на это, к сожалению, не хватило. Поэтому нет смысла увязывать то, что происходит на обложке альбома, со всем альбомом целиком.

– А в какой момент было принято решение обратиться за артом для обложки именно к Сергею Воротилову? И кому принадлежала идея обложки?

Идея принадлежит лид-гитаристу. В момент, когда материал был уже записан и готов к сведению, он начал искать художников для оформления. Творчество Сергея показалось ему наиболее подходящим для раскрытия заглавной песни на альбоме.

– Стоит ли тут искать какой-то фольклор и какой-то славянский патриотизм? Не было мыслей, что обложка может привлечь к альбому внимание любителей отечественного фолк-паган-металла?

Обложка — это отсылка к тексту “Cognize”, выполненная в похожей тематике символизма Виктора Михайловича Васнецова. Да, мы все очень любим природу и культуру наших краёв, но здесь нет какого-то нарочитого патриотизма. Нам так же может нравиться фольклор любой другой части земного шара, ведь в целом это очень захватывающая и интересная тема.

–А с Васнецовым у вас тоже есть какие-то особые связи и метафизические взаимоотношения?

–  Нам хотелось передать сюжет "Cognize" в стиле русских сказок, а картины Васнецова запали в душу. Нам показалось, что было бы здорово сделать что-то наподобие "Ивана-царевича на Сером Волке" или "Алёнушки". Не стоит приплетать сюда метафизику и прочее, просто образ вдохновил.

– А что за люди всё-таки изображены на обложке и не станут ли они теперь символом Koppernigk? На обложке второго вашего альбома будут тоже они?

По правде говоря, для написания картины мы попросили попозировать для фото пару участников группы. Потом отправили референс художнику. Вышло очень здорово. Классно, когда обычная фотография превращается в искусство. Как мы и писали выше, обложка - это лишь передача смысла одного из треков на альбоме.

– Я поэтому, собственно, и спросил об этом – я видел то фото, которое стало в итоге обложкой альбома. Но девушка уже не является участницей вашей группы? Вам пришлось по каким-то причинам вывести её за скобки и исключить из Koppernigk?

–  Нет, мы никого не исключали, Koppernigk до сих пор в полном составе.

– От вашего альбома “Create” так и веет концептуальностью: все названия треков строго из одного слова и только глаголы, побуждающие к действиям. А можно немного подробнее про эти смыслы? Что вам хотелось вложить в свой диск и какие месседжи передать своим слушателя?

Все названия треков связаны с наполнением песен. В “Cognize” люди познают страшную тайну тумана. В“Transform”человечество изменяет свою планету до неузнаваемости. “Think”призывает задуматься о мрачных тайнах, спрятанных в тёмных уголках, о личных проблемах людей и глубоком одиночестве.“Behold”— это песня о человеке, который наблюдает, как близкий человек сходит с ума, и ничего не может сделать, кроме как уйти. “Feel”– о чувствах девушки, которая потеряла любимого человека. А “Create”, пожалуй, стоит особняком, т.к. это путешествие во времени от зарождения Вселенной до наших дней.

– А какая из этих историй вам самим ближе всего и откуда вы черпали все эти сюжеты?

Что-то писалось просто по ассоциации с музыкой, что-то (например, "Think") давно имело наработку в виде стихотворения. "Feel"вообще переписывалась несколько раз, полностью менялся концепт. Ближе всех, пожалуй, во время написания текста была песня "Behold". Вокалист написал всё буквально залпом. История эта связана с личным жизненным опытом кое-кого из участников группы, но не будем вдаваться в подробности.

– “Cognize” никак не связана с фильмом “Туман”?

–  Нет, никак.

– Названия треков действительно выполняют побудительную функцию и призваны и вдохновить слушателя к тому, чтобы стать более креативным?

Скорее, глубже разобраться в теме треков.

– Н.А.Бердяев считал, что человек призван к творчеству, что творчество – это его ответ Богу, что именно в творчестве человек соприкасается с миром божественного. А что вы думаете на этот счёт? Вам близка позиция Бердяева?

Нам близка позиция материализма. Ничто не происходит просто так. У всего есть причины и следствие. Человеку для существования необходимы вполне обычные и нетривиальные вещи. Это еда, вода, крыша над головой. Тогда человек может творить. А для того, чтобы появилось что-то действительно культурно-ценное, нужно приложить немало усилий. Созданное таким образом творчество способно менять мир вокруг нас. В какой-то степени, это и есть «божественная магия».

– Что для вас творчество и верите ли вы, что посредством креативного отношения к миру и к жизни, посредством своей музыки мы способны изменить эту планету и окружающих людей к лучшему?

Мы верим в то, что любое хорошее искусство, которое было тщательно проработано и сделано с душой, помогает нам становиться лучше. Музыка является наиболее доступной для передачи своего посыла окружающим.

– А к чему ещё вы хотели бы побудить и вдохновить слушателей своей музыкой?

В первую очередь – больше думать, нести ответственность за себя и сопереживать окружающим. Мы сейчас хоть и находимся в потоке информации, но очень закрыты, зациклены на себе. Живём жизнь очень эгоистично, а пора бы уже перейти на другой уровень.

– Одиночество, утрата, сумасшествие, бездумная вера, экологические катастрофы – а как считаете, что объединяет все эти проблемы воедино? Что у них общего?

Это всё – неотъемлемая часть человеческой жизни. Многие проблемы идут от нашего несовершенства, другие же – от невозможности противостоять обстоятельствам и матушке-природе. В общем, это та теневая сторона человека, о которой обычно мы стараемся не думать, чтобы не расстраиваться.

– Как думаете, у каждой из этих проблем есть своё решение? Люди на данном этапе своего развития и конкретно каждый из нас в состоянии найти решение всех своих проблем и стать по-настоящему счастливой и гармоничной личностью?

Мы ведь не боги, не ангелы небесные. Мы можем только выбирать, на чём акцентировать внимание. Далеко не все проблемы можно полностью решить. Но выработать более ответственное отношение, постараться "сгладить" последствия или не допустить больших ошибок в будущем мы действительно способны.

– Как сами считаете, насколько вашу музыку можно назвать философской и аналитической? И чего в ваших треках больше: философии, мистики, созерцания, рефлексии или чистого опыта?

Да, альбом "Create" философский. Но в целом мы планируем писать разную музыку, в том числе более приземлённую. Возвращаясь к "Create", из указанных Вами составляющих можно поровну разделить философию, созерцание, рефлексию и личный опыт (некоторые песни были вдохновлены событиями, действительно имевшими место в нашей жизни). Мистики там как таковой нет, скорее ассоциации, способствующие более наглядному раскрытию проблемы.

– Ваш лейбл пишет про вас как про людей, живущих искусством. А как это выражается у вас в повседневной жизни? Сколько времени в сутки в среднем отводите творчеству?

У нас довольно творческие профессии. Вокалист одно время работал в театре, сейчас учится и совершенствует навык, преподаёт сам, плюс всякие халтуры. Лид-гитарист работает звукорежиссёром при одном институте, пишет музыку для проектов и постоянно сидит на своей студии. Вокалистка тоже работает по профессии. Так что для нас искусство — это не хобби, а основное направление деятельности.

– Как думаете, работай вы где-то в других сферах и на более приземлённых работах, это оказало бы влияние на музыку Koppernigk? Она стала бы более приземлённой?

– Вполне вероятно, группы бы просто не было. Мы не очень любим сослагательное наклонение (как известно, история его не терпит), поэтому мы стараемся отталкиваться от ситуации "здесь и сейчас".

– Многие классики отмечали, что служение муз – дело тонкое и непростое… а что можете сказать тут вы? Каково это быть служителями искусства в Самаре сейчас в 2024 году?

Довольно тяжело совмещать повседневную работу с творчеством для души. Ведь любое дело требует больших затрат энергии. На всё это нужно находить стимул и время. Думаем, это относится к любому городу.

– А можно ли сказать, что искусство и собственное творчество для вас сродни религии, а в треки Koppernigk вам хотелось бы вложить искры далёких звёзд, о которых большинство из нас так редко вспоминает в нашей повседневной жизни?

Музыка сродни математическим вычислениям. Только на бессознательном уровне. И чем сложнее уравнение в математике, тем в такой же степени нам сложнее слушать и сочинять более экспериментальные и нестандартные вещи. Как будто это было заложено в нас всегда, а мы лишь способны воспринимать это органами чувств, анализировать полученные звуки и создавать новые. Поэтому простые темы с постоянным темпом и размером 4/4 будут восприниматься как лёгкая прогулка по пляжу, вследствие чего более доступны рядовому слушателю. Мы же пытаемся найти баланс между простым и сложным. Тайна музыки — это такая же большая загадка, как и вопрос о существовании других цивилизаций во Вселенной.

– А что за фиты у вас сейчас в работе? Что это за совместная работа с музыкантами из Калининграда и что за кавер? Можно тут как-то приоткрыть завесу тайны?

Да, будет фит с ребятами из Калининграда. Наш лид-гитарист прописал в него барабанные партии и поэкспериментировал с электронными звуками. Скорее всего, запишем на него нашу знакомую вокалистку. А если говорить про кавер, он будет сделан на одну российскую паган-метал группу, также для него используем женский вокал.

– Когда ждать эти треки и войдут ли они на ваш следующий альбом?

В следующем альбоме их точно не будет, это просто отдельные работы.

– А вообще, что можете сказать об опыте совместной работы с другими музыкантами? Насколько это ценный и интересный опыт для вас, который хотелось бы повторить?

Да, опыт интересный и классный. Всегда восхищаешься чем-то новым в том или ином музыканте. Либо навыком, либо тембром красивым, либо трактовками своеобразными. Работать с профессионалами своего дела всегда здорово. Хотелось бы развивать эту тему и дальше.

– А с кем в идеале вам хотелось бы поработать? С кем записать какую-то совместную вещь?

Пока что мы больше сконцентрированы на наработке собственного материала. Скорее всего, это будут приглашённые знакомые или новые музыканты на следующий альбом. Ведь каждый человек индивидуален, и по-своему передаёт характер игры на музыкальном инструменте.

– Какая-то конкретика по поводу вашего следующего альбома уже вырисовывается? Это вновь будет очень концептуальная и экспериментальная работа?

У нас есть несколько концептов в разработке, однако пока точно сказать не можем, потому что черновики довольно разношёрстные. Скорее всего, альбом снова получится разнообразным.

– Можно ли будет назвать ваш готовящийся, второй альбом продолжением первого и возвращение к его идеям на новом, более глубоком, или просто немного другом уровне?

Рано говорить. Продолжением точно не будет, но само отношение к написанию треков мы постараемся немного изменить и усовершенствовать.

– Что в самых ближайших планах?

Очень много работы над альбомом и очень много записи. И шашлыки.

– Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

Возможно, читателям было бы в какой-то степени интересно, кем являются музыканты в обычной жизни.

– И какие же вы в обычной жизни? Насколько вас можно назвать обычными людьми, которым не чуждо ничто человеческое (шашлыки, например)?

–  Целиком и полностью. Конечно, у всех есть свои тараканы, но в целом мы не делаем ничего выходящего совсем уж за рамки. А шашлыки очень любим, как и совместные походы на концерты. Да и просто иногда собираемся, чтобы выпить и поиграть в настолки.

– Какими тремя словами вы бы описали каждого из участников Koppernigk?

–  Если расписывать про всех сразу - то будет неточно, если про каждого по отдельности - то слишком долго.

– А вообще вы к кому относите себя в реальной жизни и на кого похожи? Интеллигенты, металлисты, хипстеры, художники, театралы, искатели, мыслители, неравнодушные люди без каких-то конкретных опознавательных знаков или всего по чуть-чуть и ничто не слишком?

–  Всего понемногу. Мы не причисляем себя к конкретной субкультуре. Мы все разные, и это здорово.

– А шашлыки вы правда любите и устраиваете в летнее время такие барбекю-сейшны? Вегетарианство вам совсем не по душе?

–  Шашлыки любим, это отличный способ здорово провести время на природе, пообщаться и просто отдохнуть. Вегетарианцев среди нас нет.

– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас читал?

Прежде всего, хотелось бы пожелать мира и здоровья каждому. Любите хорошую музыку, ищите новое, совершенствуйтесь, горите своим делом и всегда думайте, отгораживаясь от информационного шума. Это очень полезно.

– Спасибо за интервью!

Аналогично, Astarta!