ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Niralambha "Жизнь, идентичная натуральной"

Niralambha, Жизнь, идентичная натуральной

28-07-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

NIRALAMBHA – 2016 * * * *
Alternative metal, tantra metal, industrial metal, nu-metal
"ЖИЗНЬ, ИДЕНТИЧНАЯ НАТУРАЛЬНОЙ"
SELFRELEASED
Беларусь, Минск

Белорусская метал-группа Niralambha, позиционирующая себя как мистический тантра-метал с элементами альтернативы, индастриала и ню-металла, стартовала в 2013 году в Минске. Как говорят сами музыканты, ”основной "изюминкой" группы, помимо ярких образов, является философия и стиль музыки, который сами музыканты именуют как "Freestanding", что означает безопорный, свободно стоящий. Само название группы Niralambha с санскрита переводится как "состояние без опоры", тождественное прямому восприятию, очищенному от концепций ума”.

Ребята три года трудились над своим дебютным полноформатным альбомом “Жизнь, идентичная натуральной”, стараясь по максимуму сделать его концептуальным, продуманным и концентрированным.  И тут снова, пожалуй, лучше них самих о смысловом наполнении лирики не сказать: “Тексты коллектива являются мягким отражением представлений о реальности многих духовных культур, начиная от мистических традиций индейцев Южной Америки и заканчивая дхармическими учениями Востока. Самопознание - центральная проблема, квинтэссенция идей, затрагиваемых в песнях”.

Но  уже открывающий пластинку трек “Колесо Сансары” ничуть не смутил меня этно-пиликанием, начинающим эту композицию, вызвав твёрдую и однозначную ассоциацию с группой DEFORM и их приготичненной “Мёртвой романтикой”.  Главная разница между Niralambha и Deform это наполовину трэшевый (скорее - посттрэшевый), наполовину металкоровый сумасшедший риффинг и в целом более тяжёлый звук гитар вкупе с эпизодическим более агрессивным angry-хрипящим вокалом, напоминающим скорее группу Демоны Гильотины.

Почти трэш-психодел в треке “Квинтессэнция”. Ритмичные a la поздний Megadeth риффы и болезненный в духе Alice In Chains вокал со странным полуэтническим фрагментом в середине композиции удивляет и качает – да. Но всё же следующая композиция “Секрет”, где этники ещё больше, а скрежет гитар вкупе с подростковым эмо-вокалом сочетается со вполне серьёзным хриплым angry-войсом, что в совокупности напоминает даже такие группы, как Betray My Secrets, Shiva In Exile и даже местами поздний Orphaned Land стоит на целую голову (- голову индийского бога-слона по имени Ганеша) выше.

Ох, если бы не этот подростковый эмо-вокал… Группа могла бы уже сейчас восприниматься как весьма серьёзный этно-проект. Но возможно, у музыкантов иное восприятие собственного творчества и “фишка” тут как раз в том, чтобы скрестить далёкий и недосягаемый для учащихся средней и старшей школы Orphaned Land с гораздо более понятными ритмами, текстовыми и вокальными пассажами из репертуара Deform и Демонов Гильотины. Если так, то всё вышло просто на “отлично”, но на серьёзную работу, увы, пока не тянет. Впрочем, закончим это нелирическое отступление и продолжим прослушивание пластинки.

А далее нас ждут примерно всё те же самые вариации, основанные на уже известных нам по первым трём трекам элементах. Интересны медитативные пульсирующие ритмы трека “Пепел”, которые в припеве на доли секунды переходят прямо-таки в адский брутал. Нет, конечно, Niralambha это далеко не Dead Can Dance, и даже ударные перестуки того же “Пепла” это совсем не та этника, которой так грезила в своё время Лиза Джеральд.

Композиция “Священная бойня” начинается с акустических гитарных переборов и намёков на хоровое пение тибетских монахов. Красивые, действительно цепляющие риффы, много интересных мелодических и концептуальных находок, увы, на мой взгляд, практически тонут в нео-романтических воплях и стонах вокалиста, которому не даёт покоя слава то ли Ильи Лагутенко, то ли Виктора Цоя. Я не сказал бы, что тексты настолько уж хороши и безупречны, но когда они исполняются экстремальным вокалом, музыкальный материал коллектива как будто начинает звучать серьёзнее и солиднее.

Трек “Конвейер снов” начинается, вопреки ожиданиям, (и по-видимому для внесения на диск некоторого разнообразия) с простого, почти панк-риффа. От былых этно-копаний здесь нет и следа, как и от брутальных истеричных кусков (эпизодические, вроде как экстремальные вокализы – не в счёт), а среднетемповый фрагмент в середине трека напоминает новых героев нового русского рока, таких как Смысловые Галлюцинации, Танцы Минус и всё того же Мумий Тролля. Но вот заканчивается вещь ещё более интересно: это уже чистейший Лагутенко, почему-то начавший петь в ещё более фривольной и чуть ли не хип-хоповой манере.

Русский рок в разнообразных своих проявлениях, определённо имеет большое влияние на Niralambha. “Мескалито” напоминает одновременно и Пикник, и Кукрыниксы, и Короля и Шута, но естественно с характерной и традиционной для этой группы ню-металлической, а скорее металкоровой тяжёлой подкладкой и эпизодическим использованием экстремального вокала. Хорошо это или плохо не берусь судить, так как и рок, и Кукрыниксы, и этника, и пост-трэш – “всё смешалось в доме Облонских”.

В треке “Будда” вновь возвращаются жаркие этно-мотивы, но возвращаются как-то странно: такое чувство, что посреди палящего солнца пустыни Сахара лежит изнывающий от жажды Илья Лагутенко и пытается философствовать на тему вечности и внезапной конечности своего собственного экзистенциального бытия от этого самого вдруг откуда ни возьмись, но всё же взявшегося “этнического” и очень жаркого солнцепёка. Эти душещипательные стенания традиционно сменяются тяжёлыми риффами с хлёстким экстремальным вокалом и неплохой кодой, исполненной ударными.

Композиция с говорящим названием “Стены ломая” начинается почти как трэш-боевик. И тут-то я и поймал себя на мысли, что разница между вокальной манерой Ильи Лагутенко и Джеймса Хэтфилда не так уж и велика, как мне всегда казалось. Как сказал бы великий антрополог прошлого Чарльз Дарвин, вокал группы Niralambha является той самой недостающей переходной формой между вербальными творческими изысканиями двух этих столь разных, но столь интересных для палеонтологической науки групп.

А вот трек “Земля” почти испугал меня. Бывает такое, что “начинают за здравие, а заканчивают за упокой”. Этот психоделичный, почти пост-гранжевый (и вообще post-овый) коллаж, напоминающий по настроению пантеровский “Planet Caravan”, к которому добавили вокал, лязгающие ударные и эпичные раскатистые вопли в припеве, действительно вполне может напугать. К счастью, ближе к концу этого номера в ход снова вступает экстремальный вокал и тяжёлые риффы, которые, впрочем, так же быстро как появляются, так и исчезают. Тем не менее, композиция отнюдь не заканчивается и преподносит слушателю ещё немало сюрпризов, включая неожиданную басовую коду.

Я долго ждал, что же предложит нам группа на своей титульной вещи, и вот этот момент настал. Сказать “шок” – это, пожалуй, не сказать ничего. В первые секунды этого трека я услышал Дельфина, который под очень сомнительные, но вроде как тоже этнические музыкальные звуки что-то произносит, почти “читает”. К счастью, это своеобразное интро очень быстро заканчивается, и трек разворачивается в контрастный качающий номер, в котором нашлось место даже для чисто трэшевого фрагмента с экстремальным вокалом.

Хлёсткая агрессивная и прямолинейная “К чёрту всё” неожиданно напомнила мне Чёрный Обелиск, но не успел я как следует возрадоваться, как зазвучал стафф в духе Крематория и даже вокал стал напоминать Каспаряна. Вот уж воистину стилистический винегрет! А далее бодрый тяжёлый фрагмент чуть ли не в духе ГО, который снова точно так же неожиданно переходит в психоделичный пост-гранж в духе Alice In Chains, который уже спустя полминуты разрождается бодрым металликовским трэшем. “Sturm und Drung”, не иначе. Или скорее “blietzkrieg”. Сам удивляюсь крамольности своих мыслей, но если бы у офицеров СС в годы Второй Мировой войны был альбом Niralambha, их пытки были бы куда более результативными и бесчеловечными, а исход той войны был бы ой как неочевиден.

Завершает альбом полуиндустриальная вещь “Между небом и землёй”. Звучит она как смесь Наутилуса Помпилиуса и Fear Factory с краткими всевдоготичными вставками из Deathstars и психоделичными, чуть ли не пинкфлойдовскими пассажами, которые тут же сменяются бодрым хардкоровым драйвом с качающим басом и типичными для кроссовера и групп вроде D.R.I. “трэшардов”. Когда-то году в 1998 британские дэтстеры из Benediction назвали свою музыку “организованным хаосом”. Увы, я совсем не могу сказать этого про дебютный полноформатник Niralambha. Это не хаос. Это скорее именно винегрет.

Действительно очень неплохие и интересные находки из самых разных стилей смешиваются по принципу калейдоскопа – рандомно. Возможно, я просто не смог понять ту систему, в соответствии с которой музыканты этой группы соединяют друг с другом совершенно противоречивые и очень плохо сочетающиеся друг с другом музыкальные фрагменты. Возможно. Но в итоге это звучит очень дико, странно, шумно и какофонично. Я всегда был противником судить тот или иной альбом за его длительность, но 13 треков такой “концептуально-концентрированной” звуковой агрессии – это действительно не для слабонервных.

Я с чистым сердцем рекомендую этот альбом почитателям самых разнообразных диковинок, редкостей, необычностей, смелых экспериментов и юным искателям истины, у которых остро и болезненно стоит вопрос, чем бы таким-этаким удивить и покорить недоступных пока, но очень вожделенных особ противоположного пола. Да, если ты слушаешь Niralambha, вроде как понимаешь, что там к чему и можешь неплохо рассказать обо всей этой мифологическо-историческо-философско-этнической подоплёке, лежащей в основании пластинки, то на юных дев это, определённо, должно действовать.

Лично мне больше всего понравились первые три композиции с диска. Orphaned Land, Shiva In Exile, Betray My Secrets, Thy Worshipper и прочий tribal-ethno-metal, как мне кажется, было бы наиболее продуктивным направлением для развития этой группы. Но чистоголосого вокалиста надо сменить. Боюсь, он не впечатлит даже юных дев. А если он отвечает и за экстремальные вокализы, то ему срочно нужно осваивать технику чистого пения или даже нанять какого-нибудь частного педагога. Ну или уже оставаться только в рамках экстремальщины. Это  у него действительно получается неплохо. Ставлю альбому 4 из 5 (а не более заслуженные 2 или 3 из 5) за попытку соединения музыкальных и философско-религиозных концепций. Так держать!