22-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Первоначально эта столичная команда именовалась Киты Над Станцией Мир, но, как известно, всё течёт, всё изменяется, группа раскололась на две части, и несколько музыкантов прежнего состава “китов” продолжили свой творческий путь под нынешней вывеской, а судить об их достижениях можно по актуальному синглу с мечтательно-разрушительным названием “Вальс над Хиросимой”. Собственно лучшее определение для особого стиля группы, чем название актуального сингла, сложно придумать – изящно, опасно, стремительно и страшно, словно бомбы в воздухе кружат смертоносные риффы, сокрушительная ритм-секция, а руководит ими и направляет их выплёвывающий едкие, въедающиеся в сознание слова голос вокалиста.
Балансируя между грязноватой риффовой хрипотцой гранжа, дисторшновой отвязностью ню-металла и пружинящей энергетикой альтернативы, ребята создают мощные, порой по-сладжевому глубокомысленные и тягучие пьесы, где меланхолия, напор и драйв являются гранями единой и неделимой пиротехнической штуковины. Для “просто альтернативщиков” Океан Сознания на редкость техничны, виртуозны и экспериментальны, поэтому описывая их стиль, очень неплохо будет упомянуть Mudvayne, Slipknot или даже Meshuggah и Tool. Впрочем, к нашему сегодняшнему разговору это всё мало применимо, поскольку “Вальс над Хиросимой” – это не совсем типичный трек группы и не так уж похож на “Горящий дирижабль” или “Альтер Эго”.
Но есть у данной композиции и кое-что общее с упомянутыми выше вещами – все они были первоначально созданы и записаны в демо-версии в 2016 году, а первоначально песня называлась просто “Над Хиросимой” и напоминала эдакую вариацию “Vermillion II” с надрывным балладным вступлением, волнообразными гитарными переборами и сокрушительным, тягуче-ревущим припевом, в то время как в тексте летучие рыбы, швы тектонических плит и слепой самурай сплетались в странном фантасмагорическом кружении, порой вынуждая вокалиста переходить на речитатив. Авторы были верны себе на все сто и вместо того, чтобы бить узким и единонаправленным потоком сознания в подкорку слушателя, они щедро окунали его прямо в чан смыслов, идей, образов и чувств, по сути оставляя один на один с необходимостью выплывать из бурлящего варева аллюзий, метафор и скрытых подтекстов:
“Рассыпаясь в глотке таблетками,
Раскрываясь куполом в небе.
Выдох, вдох, и так незаметно
Друг о друга стирались, как время.
Цепи, капилляры глаз, кровеносных тел, сигнал оборвался,
Не успел отмотать плёнку назад, в пепел и мел, кости и мясо.
Потеряв карты артерий, схем, сбои систем, был рождён не тем,
кем хотел, не снайпером, а мишенью напрасно”.
(c) Океан Сознания – “Вальс над Хиросимой”
Так было в 2016 году, когда песня была записана в первый раз, а сейчас ребята должным образом потрудились над аранжировкой, заменили гитару на мистические кейборды, отшлифовали звучание, выстроили саунд, как следует поработали над вокалом (для этого дела даже сменили вокалиста) и - вуаля. Собственно, именно по этой причине трек и получил новое имя – общего у “Вальса над Хиросимой” и у её состоящей из двух слов предшественницы только основа: текст, вокальная мелодия, основная идея. В остальном же сюита действительно изменилась. Появившиеся женские бэки добавляют полифонической глубины и объёма, значительно расширяя возможности обновлённого Океана Сознания, и в итоге визионерская, полупсиходелическая альтернатива столичных экспериментаторов звучит как оседающая рваными, сизыми клочьями на спящий город тоска, в изгибах которой угадывается какой-то причудливый знак.
Современный вариант рецензируемого трека нужно признать самой совершенной и слушабельной вещью Океана Сознания, пиком их творческой эволюции, в ходе которой они практически добрались до радио-широт. К сожалению, эволюция на то и эволюция, что остановить её просто по определению невозможно – в начале нынешнего 2019 года стало известно, что фронтмен покидает коллектив, и команда ищет ему замену – нового вокалиста или вокалистку. К чему приведёт такая перестановка, и как станет звучать теперь “Вальс над Хиросимой” можно только гадать. Как говорят музыкальные критики, поживём – услышим. Думаю, уже очень скоро эти мрачные креативщики представят нашему с вами вниманию новую порцию своих болезненных вербально-музыкальных загадок. Имеет смысл не пропустить это дело, потому что страсти накаляются, и всё может выйти не только интересно, но и неожиданно! А пока что вальсируем на три четверти и проникаемся ритмами этого исторического танца.