ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Orbital Dawn "The Voyager"

Orbital Dawn, The Voyager

14-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ORBITAL DAWN
Релиз
“THE VOYAGER”
Год
2017
Стиль
Black metal / death metal / doom metal / modern metal / electronic
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Этот московский one-man-проект участника Rakoth Евгения Уткина определяет свой жанр как deep space metal, в котором, как видно из шапки этой рецензии, присутствуют элементы блэка, дэта, дума и модерн-металла. Экая невидаль, сейчас все кому не лень говорят, что изобрели какой-то новый жанр и смешивают все известные стили в одной миске, вполне можете сказать вы. И будете неправы. Смешивать-то смешивают, ничего экстраординарного в этом нет, это факт, однако Orbital Dawn никак нельзя отнести к числу бесталанных подражателей, желающих выехать на громких рекламных лозунгах - это тоже бесспорный факт. А отсутствие инфы о коллективе лишь ещё более подогревает интерес.

Самое первое, на что обращаешь внимание, приступая к знакомству с материалом данного релиза, это замечательный олдскульный саунд с прозрачной электроникой, какой бывал только у самых продвинутых из перво-думстеров на заре 90-х. Звучание Orbital Dawn можно назвать дивным и волшебным, хотя в то же время нельзя не упомянуть о том, что оно категорически архаично и глубоководно, а при том, что синтезаторов в их музыке просто ну ОЧЕНЬ много по меркам метал-направлений, основа стилистики проекта это всё-таки старый добрый дум/готик-метал с эпизодическими и не такими уж значительными заимствованиями из других стилей.

Если с кем-то и с чем-то сравнивать “The Voyager”, то с одноимённым диском 1996 года немецких меланхоликов из Crematory, который, как вы помните, получился весьма атмосферным, задумчивым и ностальгическим. Лидирующий гроул у Orbital Dawn как две капли пива напоминает молодого Феликса, разница лишь в том, что время от времени ему вторит отрешённый чистый вокал немного в духе Tristitia или лучше сказать, напоминающий Deine Lakaien, а музыка более тяжела, грузна, технична и разнообразна.

Меня так и подрывает сравнить Orbital Dawn с Nocturnus времён “Thresholds” (эту особую космическую специфику и воздушный, как будто накачанный изнутри кислородом саунд трудно с чем-то спутать), однако дэта на “The Voyager” совсем немного, и он крайне специфичен. Агрессии на пластинке я не услышал вовсе, а основное настроение диска – это самозабвенная рефлексия выпавшего из космического шатла и оказавшегося в безбрежной зияющей черноте космонавта. Перед этим событием человек, видимо, принял нехилую дозу транквилизатора, поэтому отнюдь не расстроился, а принялся беззаботно дрейфовать и любоваться далёкими светилами.

Клавишных экспериментов и разговорных пассажей становится всё больше, и, перевалив за середину, CD звучит местами как электронный авангард (“Hollow”). Временами выпавший за борт впадает прямо-таки в детскую эйфорию, что слышно, например, в титульной пьесе, где буйство синтезаторов просто зашкаливает, а угрюмый гроул звучит как будто из другой галактики. Ну а чистоголосое пение где-то в районе середины пластинки сходит на нет, в то время предпоследний трек “Predator” является самой экстремальной и безудержной пьесой на диске, где действительно немало дэта, блэка и модерн-металла, хотя звучат они всё-таки по-прежнему винтажно и как будто стилизованно.

Завершает диск глубокомысленная инструментальная пьеса “My Angels”, которая строится вокруг неспешной гитарной линии, повествовательно уводящей внимание за воображаемую линию горизонта. Этот инструментал воспринимается как последний катарсис или, лучше сказать, реквием по безвозвратно сгинувшему в чёрной дыре космическому путешественнику. В звуках этого эпилога совсем нет горечи и надрыва, наоборот, там очень много света и какой-то парадоксальной надежды. Чувствуется, что посланник Земли достиг лучшего мира и там теперь намного более счастлив, чем когда-либо смог бы быть в нашем подлунном мире.

Такие альбомы, как “Voyager” ни в коем случае не стоит слушать на сон грядущий или проходя лечение у мозгоправа, а тем паче приняв и растворив в крови что-нибудь эдакое. Можно додуматься до крайне парадоксальных вещей – нырнуть, а затем вынырнуть уже совсем иным (или вовсе не вынырнуть). Альбом не то что блестящий и гениальный, но на сознание при вдумчивом прослушивании действует неслабо. Для меня знакомство с диском стало неистовым актом безудержной ностальгии по временам зарождения атмосферного дэт-дума, и я получил на самом деле целую массу интересных впечатлений, взгрустнув о давно ставших историей днях.

Во всём, начиная от визионерской обложки и заканчивая жидковато-грязноватыми гитарными пассажами, чувствуется здесь то редкое и настоящее цветение осмысленно-вдумчивой меланхолии, которой уже практически не встретишь на думовых релизах современности. Факт в том, что что-то очень важное фатально ушло, когда минули времена классических записей Celestial Season, Phlebotomized и My Dying Bride, но если очень захотеть, можно снова войти в ту же самую реку и вновь ощутить эфирные пульсации девственной готик-металлической глубины. Видимо, для этого и был создан “The Voyager”, который при правильном использовании на самом деле действует почти как машина времени.