01-06-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Дебютный полноформатник этого питерского one-man-проекта я сравнивал с Pink Floyd, Antimatter и поздним The Gathernig, отмечая влияния эмбиента, дарквейва и нью-эйджа, а новейший диск Петра Гидулянова, названный “Великое искусство саморазрушения”, в точности продолжает все те же самые экспериментальные начинания, по-прежнему опираясь на размашистый, максимально свободный и ничем не обременённый пост-рок.
Скажу сразу: вокал в композициях Prime Alone по-прежнему не присутствует, а все идеи и размышления автор выражает исключительно с помощью музыкальных инструментов и главным образом гитары (на этот раз даже сэмплов практически нет). Тем не менее, музыка у проекта выходит в высокой степени “говорящая” и идеологически наполненная, чуть ли не космическая и на самом деле в хорошем смысле этого слова масштабная.
Если “Autophobia” ещё вполне традиционна и следует в духе известного нам отвлечённо-созерцательного Prime Alone, сменяющая её “Endless Infantilism” кардинально сворачивает в сторону экспериментов, предлагая намного более смелые и радикальные решения, и достигает некоего апогея в районе 3:52-4:26 своего хронометража. Вообще в случае с актуальным релизом концентрация атмосферы и смыслов как будто была усилена автором раза в три, о чём свидетельствуют даже названия треков.
И не только названия. Мелодии и музыкальные ходы стали ярче, насыщеннее и сменяют друг друга более уверенно и как будто более зрело, что, кстати, отлично иллюстрирует “Anatomy Of Disaster” с тревожными перехлёстами сирен и взволнованными, резкими гитарами. На фоне повсеместных природных катаклизмов, когда кажется, что сама планета взбунтовалась против человека, как нельзя более актуальной становится эта ревущая и стонущая контрастная вещь с печально-отстранённым перебором и жалобным тремоло, напрочь сметаемыми буйством стихий.
Меланхоличная и чуть более спокойная в начале “Glaswen” очень быстро переходит почти в такой же апокалиптический рёв и стон, но в более умеренном темпе, хотя и с точно таким же градусом внутреннего напряжения и кромсающим хрипом гитар, который порой кажется ещё более резким и ожесточённым, а в итоге обрывается, срываясь в разреженную, совершенно абстрактную и фоново-нойзовую “Ládramhaíola”, знаменующую собой начало более расслабленной части CD и переход в атмосферно-глубокомысленные области.
Ностальгически-обволакивающая “Chains Of Sweet Memories”, доходя до середины интересно утяжеляется, но не изменяет своему сладостно-дремотному настроению (вот тут с идеологом альбома трудно не согласиться: мечты и воспоминания порой разрушают сильнее, чем страх и ярость) с тем, чтобы в завершении всего перейти в финальную “Life Is Not A White Dance”, преисполненную таких же глубокомысленных пассажей (вслушайтесь в гитару в 1:36-1:56 – что это, если не обрывки металликовского “One”?!.)
“Это музыкальное полотно представляет собой нелегкий, но закономерный и целостный путь, в котором слушатель последовательно проходит через несколько стадий повествования: отрицание, осознание, гнев, смирение, борьба и исцеление. Каждый человек в той или иной мере зависим от своих собственных демонов. Наша задача – встать на путь исцеления” – пишет об альбоме сам автор и композитор, указывая не только на максимальную концептуальность и серьёзность, но и на экзистенциальность своего современного альбома.
Не скажу, что “The Great Art Of Self-Destruction” безусловно воспринимается как терапия или тем более панацея, но это определённо нечто большее, нежели звуковая иллюстрация к фроммовской “Анатомии человеческой деструктивности” или инструментальное отражение мегадэтовской “Symphony Of Destruction”. Альбом хоть и достаточно короткий, но на нём действительно нет ничего лишнего – звуки образуют единую ткань повествования, своего рода аудио-мир, который живёт по своим собственным законам.
В отличие от предыдущей работы актуальный релиз получился более резким, металлическим и тяжёлым, ещё более оправдывая параллели с Second To Sun, который мне приходили на ум ещё в прошлый раз. Не могу сказать однозначно, какое творческое амплуа Prime Alone мне ближе и кажется более выигрышным: изначально-атмосферное или нынешнее авангардно-металлическое (в первом случае было больше скрытых нюансов, оттенков и настроения, во втором сильнее чувствуется идея), но то, что проект развивается и не стоит на месте отрицать совершенно невозможно.