ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Flynotes "The Goddess Of Sunrise"

01-05-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
FLYNOTES
Релиз
“THE GODDESS OF SUNRISE”
Год
2020
Стиль
Instrumental / psychedelic / doom
Лейбл
Hærverk Industrier
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Инструментальный психоделический дум штука сама по себе редкая и ядрёная, и уже одного этого определения (или скорее комбинации определений) достаточно чтобы настроить слушателя на волну ассоциативных водопадов, причудливых вывертов психики и неожиданных ментальных приключений, и если вы всё ещё читаете эти строки, то новейший диск этих продвинутых питерских экспериментаторов, вероятно, придётся вам как раз кстати. В определённых кругах Flynotes уже сейчас почитаются как культовый и заслуженный проект, и это недаром – я просто не могу назвать ни одной другой группы, которая смогла бы так шикарно и аутентично интерпретировать состояние “while my guitar gently weeps” и перенести его на думовые рельсы.

“Сознание кружит точно бешеная собака, точно перекати-поле, точно обод колеса. Сознание – единственная наша часть, способная на трансмутации, и, наверное только его фортели спасают нас от превращения в исправную машину. Сознание – это картина. А вон там, в уголке, еле намеченная спираль. Может, вирус, а может, духовная татуировка” – писала Патти Смит в своей автобиографической книге “Я пасу облака” (“Woolgathering” в оригинале) ещё в далёком 1991 году, и вот теперь у нас за окном вирус, а в наушниках музыкальная психоделия и духовные татуировки новейшего, пятого по счёту диска северных меланхоликов из Flynotes, за волшебные партии баса и низкочастотную магию которых теперь отвечает Alira Versen.

“Богиня рассвета” продолжает традиции прошлого альбома команды, который назывался “Child In The Woods” и имел вид весьма симпатичного дигипака, выпущенного в наших широтах лейблом Grimm Distribution, но уходит ещё дальше по пути экспериментов, диссонансов, потусторонней красоты и оккультных экспериментов с тяжестью, нежностью и астральными полётами. О том, какой широты спектр звучаний будет задействован на диске, можно составить представление уже в самом начале хронометража пластинки, сопоставив призрачное очарование открывающей релиз “When Alcohol Ran Out” и сумасшедшего цунами сменяющей её “The Shadows In The Garden”, а дальше….

А дальше будет всё то же самое, только с большим количеством вариацией, с большей глубиной и с ещё более впечатляющим мастерством исполнения и великолепным набором музыкальных фишек и раскалённых на палящем и сжигающем южном солнце мельчайших желтоватых песчинок. Нет совершенно никакого смысла рассказывать о каждой из вошедших на диск песен по отдельности (а всего их – восемь, что при развороте данной цифры в горизонтальное положение недвусмысленно намекает на математический знак бесконечности), их надо просто слушать и не мешать разуму и памяти воссоздавать ряд образов и ощущений в соответствии с их названием.

Пластичность сознания и человеческая способность вмещать в себя и в свою душу противоположные тенденции по-прежнему занимают основное внимание этого фемино-бородатого коллектива, они протяжны, многослойны, калейдоскопичны, а их музыку нужно именно слушать. Не обязательно ушами или мозгами (можно кожей, аурой, чакрами, третьим глазом или невидимыми антеннами), но обязательно всесторонне и внимательно. Они продолжают традиции The Doors и Grateful Dead, и их музыкальный материал – это материал духовного преображения и просветления, а открываясь ему, слушатель уже не будет прежним.

Насколько я понимаю, адресован “The Goddess Of Sunrise” в первую очередь тем, кто был в восторге от тиаматовского “Wildhoney” с его солярной психоделией, непонятными звуками, подсолнухами и жуками на обложке, а затем ещё более “приторчал” от последовавшего за ним “A Deeper Kind Of Slumber” и групп вроде In The Woods…. Нынешние Flynotes следуют в точности по тому же самому пути, однако в отличие от Йохана Эдлунда и норвежцев из In The Woods…, не заморачиваются текстами, вокальными дорожками, куплетно-припевными структурами и прочими компромиссами, а шаманят в максимально трушном и аутентичном ключе.

Шишки, ветки и кладбищенские ограды времён “Child In The Woods” сменились горячими песками и статуями, ждущими приношений и жертв, но я бы не сказал, что эти перемены так уж существенно отразились на сущности музыкальной веры этого таинственного трио. Они шаманят и не намерены ограничивать себя ни в чём и ни под каким видом, а та свобода, спонтанность и непредсказуемость, которые всегда отличали их музыку, только растут, усиливаются и углубляются. Есть музыкальная алхимия, а есть музыкальный шаманизм, и Flynotes сейчас на полном основании застолбили эту специфическую нишу за собой, уверенно войдя в роль думовых Grateful Dead и The Doors (заметили, как Core Nelius смахивает на позднего Моррисона?)

Гастроли Flynotes по Норвегии и концерты в Осло не прошли даром – норвежский лейбл Hærverk Industrier загорелся желанием издать “The Goddess Of Sunrise” на виниле, что наверняка будет очень кстати для всех коллекционеров и ценителей лампового звучания. Я скажу даже больше, слушать музыку, подобную той, что исполняет этот коллектив, нужно либо на виниле, либо в живом исполнении на концерте, а на концертах они, кстати говоря, просто невероятны (в данном случае, как и по вопросу о демократии, двух мнений быть просто не может). Альбом, безусловно, на ценителя, но кто ценит, тот заценит. В своём жанре и в своём роде это топ и космос. И астрал.