10-03-2021 Дмитрий Фомин
''Можно понять космос, но не себя, - писал Гилберт К. Честертон. – Расстояние между собственно человеком и его внутренним Я подчас больше, чем расстояние до звезд". Действительно, каждый человек – это отдельная вселенная, ее внутреннее пространство можно изучать и разбирать на молекулы на протяжении всего периода ее физического существования, но так и не добиться успеха. Испокон веков многие беспокойные умы - ученые, поэты и даже музыканты – нередко обращают свой взор в космические звездные бездны. Ведь именно там, среди миллиардов звезд и миров, в просторах бесконечной Вселенной, следует искать ответы на вечные вопросы бытия.
Шведский проект ISON, детище многогранного композитора Дэниэля Энгеде (Crippled Black Phoenix, Hearts Of Black Science) и его спутницы жизни (к сожалению, уже бывшей на момент написания рецензии), вокалистки Хайке Лангханс (LOR3L3I, Draconian), существует не так уж долго, но в определенных кругах успел стать по-настоящему культовым явлением. Их космический эмбиент, мастерски скрещенный с пост-роковыми и даже думовыми основами, невероятно атмосферен, наполнен запредельной меланхолической гармонией и чувственным романтизмом, в котором угадываются вполне шекспировские мотивы.
Такие мысли навевали первые два миньона, выпущенные дуэтом в 2015-м и 2018-м гг. Теперь перед нами первый полноформатный альбом ISON, получивший название ''Inner-Space'' – часовый проводник вашего сознания в отдаленные пределы непостижимого Космоса. Если на предыдущих релизах Дэниэль и Хайке в каком-то смысле совершали плавное восхождение, то на этом полнометражнике они, похоже, достигли своей цели. Они вознеслись "через тернии к звездам" и даже выше, и теперь пребывают в некотором подобии умиротворения и внутренней гармонии, словно сбросив тяготившую их телесную оболочку.
В своем воздействии на сознание ''Inner-Space'' ничуть не уступает своим предшественникам. Материал остается таким же утонченным, энигматичным, музыкальным и пленительно-отрешенным, хотя нельзя не отметить, что он претерпел некую эволюцию. Гипнотическая, постепенно обволакивающая смесь эмбиента, разбавленная частыми пост-роковыми колебаниями и синтетическими дроун-эффектами, стала как будто более прозрачной, можно сказать, зефирной, но от этого не менее волнительной и захватывающей.
Роль электроники значительно возросла, заняв по сути доминирующую позицию, хотя материал, представленный на ''Inner-Space'', достаточно минималистичен и даже прямолинеен. Композициям свойственна парящая невесомость, медитативность, структуры их подчинены неспешной цикличности, метаморфозы их практически незаметны. В этом плане одиночные струнные аккорды и редкие вкрапления гитарного дума с перегруженными, но предельно размытыми риффами, оказываются тесно сплетенными с отрывистыми синтетическими модуляциями и протяжными сигналами, в то время как пульсирующие биты и клубящиеся пассажи приближают эту работу к релизам в духе нэйчурал-нью-эйджа.
Завораживающие вокальные линии Хайке по-прежнему вызывают трепет своим нарративным полушепотом, облаченным в сильную реверберацию космической "пустоты", сквозь которую проглядывают вполне земные эмоции и переживания. Девушка не стремится поразить слушателя запредельными нотами (здесь это было бы крайне неуместно), ее вокал играет как и лидирующую партию, так и создает чудный невесомый фон мастерским интонированием. Также на альбоме можно встретить эпизодический мужской вокал в гостевом исполнении Neige (Alcest), но назвать это полноценным дуэтом нельзя. Ведь, если верить Станиславу Лему, в космосе не может быть диалогов, только монолог.
''Inner-Space'' – удивительный, сновидческий вояж, пролегающий среди космической пустоты, вырывающий из оков физического тела и растворяющий без остатка среди созвездий, космических лучей и межпланетных газовых облаков. Местами прозрачная, местами холодная и безэмоциональная, щемяще-трагическая и одинокая в огромном вакууме, но неизменно прекрасная и будоражащая сознание музыка. Музыка, где нет ничего лишнего и где не ощущается ничего земного. Музыка, предназначенная для одиночного восприятия, но также символизирующая душеизлияние мужского и женского начал, ставших на новый этап индивидуализма, но на протяжении миллионов лет продолжающих тяготиться тоской по утерянной частице единого целого.