11-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Депрессивные музыкально-вербальные изыскания братьев Самойловых в нашей стране давно уже породили целую волну разнообразных подражаний и переосмыслений, а в последние годы их стало настолько много, что впору говорить уже даже не об одном отдельном жанре, а о нескольких. Посудите сами: с одной стороны здесь группы вроде Polina Mauer, делающие упор на эмоции, с другой – интерпретации вроде тех, что предлагают нам проект Сновидения и Тень Моего Эссе, а с третьей – Стимфония, Asper X и теперь вот ещё и Kontush. Каждый берёт от Агаты Кристи то, что ему ближе, роднее, понятнее, а затем с использованием этой атмосферы, риффов и особого лексикона творит своё собственное лирическо-звуковое полотно, и именно так, кстати говоря, поступил и Игорь Контуш, фамилия которого и стала именем его группы.
На своём дебютном альбоме музыкант представил предельно мрачную, атмосферную и психоделичную вариацию классического стим-панка с множественными электронными пассажами, саундтрековыми вставками и гнетущим ощущением всеобщего и повсеместного упадка. Голос Игоря не срывается в эмоциональные крайности, он достаточно сдержанный, серьёзный, а тексты мечтательны и готичны, хотя и не лишены некоторой иронии, в то время как музыка и аранжировки кажутся весьма целостными, стильными и концептуальными. И да, концепция, которой придерживается музыкант - это та самая депрессия, которой не столько страдают, сколько наслаждаются, сладкая меланхоличная апатия и постепенное погружение в царство странных, угловатых, гротескно-болезненных образов и снов.
На альбоме “Чёрные песни” всё очень выверено, канонично, настроенчески, и настроение это на самом деле вполне подпадает под определение “готика” в его самом общем, обобщённом, распространённом и бытовом понимании. Электроника, меланхоличные клавишные зарисовки и гитарный рок-ритм присутствуют в музыке Kontush на равных основаниях и в равных количествах, а в череде ассоциаций по мере прослушивания у меня то и дело всплывали Наутилус Помпилиус, The Cure, Sisters Of Mercy, а то даже ранняя Lacrimosa (!). Аранжировки и чисто музыкальные идеи - да и тексты на самом деле тоже - на данном альбоме совсем неплохи: в них определённо есть всё то, что делает хорошие вещи хорошими вещами, а кроме того треки как таковые просто легко и естественно ложатся на слух, и слушать их приятно и интересно.
Вот отзвучало стильное интро со всхлипами и всполохами тревожных настроений, вот предельно простая и даже плакатная “Фильм” переходит во вкрадчиво-мистическую, экстатическую и почти ритуальную “Летим”, затем в ход идут упоительные рифмовки “Наркотика”, а гимн готов-эскапистов “Из этого мира” хорош и хитов, чему даже ничуть не вредит намёк на речитатив в середине трека. Великолепная баллада “Мама” близится к настоящим рок-шедеврам, попутно напоминая легендарные строки Ильи Кормильцева; “Они придут с ножами” надрывна и проста до самой предельной крайности, “Смерть” балансирует между мелодичными вокальными линиями и угрюмым, театрально-драматическим инструменталом, а финальная “Только не молчи” – это ещё одна интересная полубаллада, словно сотканная из обнажённых нервов и последних прощаний.
Если вас привлекли стильный арт и название альбома, то вы, вероятнее всего, не будете разочарованы. Эти песни цепляют, молниеносно проникают куда-то в самую глубь подкорки и остаются там надолго, то и дело всплывая на поверхность едва уловимыми призрачными сочетаниями нот. Игорь мастерски стилизует безысходность и депрессивные настроения, превращая их в хорошие песни, и чувство меры почти не изменяет ему – его композиции на самом деле хороши, художественны и мелодичны, а занудство и невразумительной псевдо-авангардщины на диске нет вовсе. Даже если вам далеко не симпатичны люди в чёрных мантиях и тому подобный готический антураж, но вы любите время от времени пересматривать мультики про Lenore или перечитывать Эдгара По, то наверняка найдёте свою особую прелесть и в этих треках.
Если вы цените в рок-музыке душевность, сильные чувства, эмоциональность и откровенные, западающие в душу тексты, то Kontush вам тоже, скорее всего, понравится. “Чёрные песни” не назвать упадочными и безысходными, скорее они просто грустны и по-настоящему искренни, а откровенность и прямота автора действительно подкупают. Трудно остаться равнодушным, когда слышишь такие выворачивающие душу наизнанку эпосы как “Мама” или “Только не молчи”. Kontush совершенно очевидно не является копией какой-то другой группы, поскольку градус самобытности во всём, что делает Игорь, на самом деле весьма высок, лично на мой субъективный вкус (да, я никогда не был поклонником Агаты) рецензируемый коллектив даже лучше и интереснее того, чем занимались братья Самойловы на заре своего творчества, а вот насколько это справедливо и адекватно лично для вас – решать только вам.