ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Марко Поло "Шёлковый путь"

19-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
МАРКО ПОЛО
Релиз
“ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ”
Год
2019
Стиль
Art folk rock
Лейбл
MP-GROUP
Страна, город
Россия, Москва

Главные гиды и экскурсоводы отечественного фолк-рока под предводительством вокалистки Людмилы Савостьяновой снова на марше, и на этот раз Марко Поло приглашают своих слушателей пройтись вместе с ними по шёлковому пути. Слово “шёлк” в названии альбома уже само по себе как бы намекает, что в этот раз будет больше нежности, лёгкого шелеста, эфирных материй и прозрачных очертаний… и да, всё в точности так и есть! Мы все привыкли слышать от этой группы волшебный арт-фолк-рок в традициях Blackmore's Night и Мельницы, но в этот раз те, у кого с именем Марко Поло сложились именно такие ассоциации, будут наверняка немало удивлены.

Как вы наверняка знаете, Великий шёлковый путь — это историческое название караванной дороги, связывавшей Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь этот маршрут использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи. А что всё это значит? Конечно, то, что сейчас нам снова предстоит отправиться в далёкий путь, а посетим мы множество восточных стран с их незабываемым жарким колоритом!

По крайней мере три трека на альбоме явно написаны под большим влиянием world music, нью-эйджа и таких групп как Enigma, X-Perience, Era, The Clannad и Эньи. Расслабленный поп-ритм, тёплый, благожелательный вокал, адекватные этно-вкрапления, чарующие гипнотические мелодии и такой же набор используемых слов – всё в композиции “Сердце Океана” предрасполагает к релаксации и наверняка будет созвучно желающим отправиться навстречу приключениям фолк-пилигримам. Традиционные фолк-мелодии слышатся в “Золоте пиратов”, но очень скоро музыкальное обрамление делает резкий крен в сторону, и на слушателя обрушиваются почти джазовые гармонии и неожиданные аранжировочные решения.

“Кайлас” чуть ближе подбирается к привычному стилю команды, но музыканты всё ещё экспериментируют с жанрами и несвойственными элементами, и звучит этот трек очень полётно, воздушно и легко. А вот в “Мастере Кунг-Фу” тяжёлые гитары, бодрый ритм и хардроковый драйв, которыми всегда славились Марко Поло, возвращаются в музыкальный alma mater команды, и мы слышим традиционный саунд группы, за который некогда полюбили их прежние релизы. “Посидим” – это тяжёлый и качёвый фолк-рок с буйством восточных мелодий, а вкрадчивая баллада “Путеводная Звезда” наверняка сильно порадует фанатов группы Блэкмора и Кэндис Найт.

Отрывисто-контрастная вещь “Самурай” напомнила мне Within Temptation, и их знойные хиты, под которые так приятно и естественно прыгается в такт с Шэрон ден Адель на концертах; “Стамбул” дышит горячим песком Востока, щедрой рукой внедряя на пластинку размашистые этно-мелодии и чётко впечатывая их в сознание плотным, чеканящим дисторшном ритм-гитар, ну а нежный арт-фьюжн-инструментал под названием “Старый Город” – это просто чистый релакс и мечта. Вот так очень быстро, почти мимолётно, но ярко и с массой запоминающихся моментов пролетает это путешествие по Шёлковому Пути в компании с Марко Поло.

Интересно наблюдать, как развиваются и эволюционируют некогда начинавшие с очень похожей музыки Марко Поло, Ignes Fatui и Felidae: все эти группы формально по-прежнему находятся в рамках арт-фолк-рока, но каждый из упомянутых коллективов по-своему развивает и дополняет изначально выбранный стиль, сглаживая углы, смягчая и растворяя шаблоны и общие места, ну а следить за таким постепенным преображением устоявшихся канонов и клише поистине одно удовольствие. По мере прослушивания диска, мы станем свидетелями того, как сказка переходит в мечту, фолк переходит в этно, а затем они встречают друг друга, пройдя весь круг алхимического превращения.

В последнее время на сцене всё больше интересных групп, которые творят в жанре прогрессивного фолк-рока, и данному обстоятельству можно только порадоваться. У “них”, там за бугром, это Auri, Leah, Cellar Darling, у нас – Марко Поло, Ignes Fatui, Felidae, Оля и Домовые. Каждая из этих групп создаёт свой собственный мир, в котором свои луна и звёзды, своя эмоциональная атмосфера, свои боги и демоны – что говорится, выбирай на вкус – и Вселенная, в которой творят и живут Марко Поло, это земля чудес и волшебства, сбывшейся мечты и воплотившейся надежды. Здесь нет места для зла и жестокости, для подлости и предательства, а всякий кто устал и хочет отдохнуть душой, окунувшись в добрые приключения, гарантированно обретёт то, что ищет. Седлаем воображаемых верблюдов и отправляемся в увлекательнейший трип по Шёлковому пути!

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 7 за 2019 год