18-11-2019 Дмитрий Фомин
И вот этот день наступил. 17 мая 2019 года мир, чье терпение испытывалось на прочность целых десять лет и нещадно добивалось в последние полгода в предвкушении новейшего откровения от одиозных немцев Rammstein, смог наконец-таки лицезреть свежайший, седьмой студийный альбом знаменитого зажигательного секстета.
Учитывая столь продолжительную паузу между релизами 2009 и 2019 гг., которую могут позволить себе лишь немногие исполнители, вопрос о необходимости нового материала неоднократно ставился под сомнение. Обладая вышеупомянутым звездным, нет, скорее, культовым статусом, Rammstein как и прочие, более старшие мастодонты рока вроде Deep Purple, Metallica, AC/DC, Guns N'Roses и пр., могли бы в принципе ничего не выпускать, все также исправно поджаривая целые стадионы в процессе своих умопомрачительных шоу.
Как и для многих коллективов, начавших с самого низа и довольно скоро добившихся оглушительного успеха, в последнее время для участников Rammstein группа словно перестала быть основным приоритетом и использовалась, как бы это цинично не звучало, больше для извлечения материальной прибыли. В свободное время каждый из них осваивал новый круг интересов. Например, гитарист Рихард Круспе продолжил развивать собственный проект Emigrate, где он мог реализовать то, что не прокатило бы в его основной группе. Помимо издания своих стихов, Тилль Линдеманн на пару с Питером Тагтгреном замутил Lindemann, где оба отрываются на всю катушку. Клавишник Флаке как всегда был занят во множестве проектов и даже успел написать автобиографию.
Все это, конечно, очень хорошо, но пауза подошла к критической точке. Три года студийной работы понадобилось ребятам из Rammstein, чтобы собрать воедино то, что впоследствии станет их новым альбомом, имя которому… "Rammstein". Для кого-то он стал сенсацией уже одним своим появлением, кто-то, ожидавший пресловутого возвращения к корням, был в некотором роде сбит с толку новизной идей. Словом, как и всегда равнодушных почти не осталось, и это именно то, что к чему всегда стремилась эта команда.
С этим можно соглашаться или нет, но "Rammstein" обозначил характерный творческий рост группы, учитывая бескомпромиссность и бесхитростность материала в целом. Музыканты даже и не преследовали целью приблизиться к успеху своих золотых работ, принесших им мировую славу, словно понимая всю бессмысленность этой затеи. Новая пластинка хоть и содержит мимолетные отсылки к классике "раммов", больше является отражением определенного отрезка жизни музыкальной индустрии, но нельзя отрицать, что на ней музыканты продвинулись намного дальше, чем этого можно было ожидать от них.
Традиционные одиннадцать песен, сформировавшие основной трек-лист, получились предельно разноплановыми, насколько это вообще возможно в случае с нашими героями. Альбом звучит очень современно и далеко не столь монументально, как это можно было бы ожидать от немцев, но в сравнении с тем же ''Liebe Ist Fur Alle Da'', где уже наметились некоторые эксперименты, воспринимается в разы органичнее и проще. Вышеупомянутое разнообразие можно трактовать как выражение всех насущных проблем и аспектов, волновавших музыкантов на нынешнем этапе.
Открывающий альбом основательный и громогласный гимн "Deutschland" звучит вполне в духе группы с отчетливым акцентом на холодноватую электронику, густой вокал Тилля как никогда силен и проникновенен, бит Кристофа Шнайдера как всегда механически точен, а гитарные партии Круспе и Ландерса довольно вариативны и выразительны. Энергичный хит ''Radio'', словно олицетворяющий собой термин "радиоформат", напротив, тяготеет к знакомым чеканным маршеобразным ритмам вкупе с особо заразительным бесхитростным припевом.
Мрачный и тревожный боевик ''Zeig Dich'' ("Покажись") можно смело отнести к жемчужинам нового альбома за счет эмоционального восходящего пения Линдеманна, необычайно агрессивных риффов и вставок кафедрального хора, того самого, что был записан в Белоруссии. Зато интернациональный, лукавый и упругий диско-метал хит ''Auslander'' ("Иностранец") как бы делает реверанс в сторону ранних работ немцев, из-за которых их стиль окрестили как танцевальный метал, но звучит он более современно, лайтово и непринужденно.
Rammstein с самого начала прослыли как любители скрытых метафор, но в случае с композицией "Sex", которая обнаруживает склонность к американской альтернативе, не стали ходить вокруг да около и проявили твердую прямоту мыслей. Отдельным черным пятном смотрится совершенно безумный и жуткий трек ''Puppe" ("Кукла") – болезненное и уродливое порождение таких маниакальных опусов как ''Mein Teil'' и ''Wiener Blut''. Готовьтесь к тому, что эта атмосфера захлебывающегося безумия, а также пробирающее зацикленное и надрывное пение Тилля будут преследовать вас даже во сне…
На фоне этого кошмара, который вполне мог случиться в жизни, балансирующая на грани минорных и мажорных мотивов и выезжающая преимущественно за счет партий фронтмена и клавишника, ''Was Ich Liebe'' ("Что Я Люблю") воспринимается вполне невинно. Зато исповедальная баллада ''Diamant'' получилась намного интереснее и душевнее, благодаря своему минимализму и сдержанной усталой ноте в голосе нашего сурового рассказчика.
Последняя троица также не дает заскучать. Хитовая "Weit Weg" ("Далеко") внезапно обнаруживает симпатию к прогрессивному винтажному року. Отлично поставленный вокал, гитарные партии, а также пульсирующие и переливающиеся синты рисуют нам совершенно новый облик Rammstein – остепенившийся и умудренный. Хотя последующая вещь ''Tatoo'' говорит об обратном, это то, чего так хотели все фанаты группы – бесцеремонный, грубый и чертовски тяжелый марширующий индастриал-метал в духе альбомов "Sehnsucht" и "Mutter", где сквозь тяжелую броню риффов пробиваются более мелодичные побеги.
Финальная "Hallomann" ("Приветливый Человек"), открываемая эффектным басовым выпадом Оливера Риделя, с трудом поддается классификации, но в силу своей одухотворенности, поэтичности и возвышенности ее стоит назвать одним из самых необычных треков альбома. Снова музыканты переживают короткий, но контролируемый приступ инструментальной истерии, тем самым усиливая атмосферу отрешенности и подчеркивая вклад каждого члена группы.
Помимо высочайшего качества сонграйтинга, альбом просто идеален по части мастеринга, сведения и продакшена в целом, а, как мы знаем, у этих немцев по-другому и не бывает. "Rammstein" звучит очень сбалансировано и безукоризненно, даже чересчур отшлифованно, из-за чего те же гитары подрастеряли часть своей мощи в угоду более аккуратному и "комфортному" восприятию музыки. Из-за этого новую работу в какой-то степени можно назвать попсовой, что вовсе не идет во вред ее содержимому.
Позвольте напомнить, что самих Rammstein можно считать поп-группой, т.к. ее известность выходит далеко за пределы тяжелой сцены, а мировое признание говорит само за себя. Но значит ли это, что наши герои растеряли былую хватку и умение провоцировать не особо интеллектуальных личностей на абсурдные действия по предотвращению деятельности группы? Это вряд ли.
И на новом альбоме "раммы" не могли отказать себе в удовольствии быть подчеркнуто вызывающими, неполиткорректными и циничными. Они не забыли воздать дань уважения родной истории со всеми светлыми и темными ее периодами, постебались на тему секса, религии, углубились в бездны детских травм и прошлись по современным нравам общества с процветающим нарциссизмом и культом потребления. Не об этом ли говорит та незажженная спичка на обложке, что одним своим видом провоцирует, побуждает совершить с ее помощью акт воспламенения, взорвать сонное спокойствие, осквернить невинность…
Как бы там ни было, Rammstein неплохо потрудились над своим новым детищем. Вполне вероятно, именно эта работа станет последней в карьере этой шестерки… И, возможно, то, что мы слышим на этом одноименном альбоме, исходит напрямую из шести германских сердец, без всякого напускного пафоса, многотонных сценических декораций и мощной пиротехники. На такое откровение могут осмелиться лишь настоящие звезды, на музыке которых взросло целое поколение, которым никому ничего не нужно доказывать и которые могут позволить себе быть честными в первую очередь с самими собой.