ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом проекта Dark "Demo(n)"

28-02-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
DARK
Релиз
“DEMO(N)” (EP)
Год
2022
Стиль
Industrial metal / post-black metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Про то, кто такой Witchhammer Ghost, я узнал благодаря деятельности группы StaVroS, где он является лидером и клавишником, и когда увидел его в списке благодарностей дебютного EP некоего доселе совершенно неведомого мне проекта Dark, сразу заинтересовался и подумал, что должно быть интересно. Интеллектуальная музыка, глобальные месседжи и драматургическая основательность всегда вызывают интерес, если мы говорим о музыкальных альбомах, и в случае с Dark у нас именно такой случай - будет масштабно, не всегда безукоризненно, но интересно и живо.

Драматургия - вот то слово, которое приходит на ум в первую очередь, когда начинаешь знакомиться с “Демо(н)ом” и заворачиваться в его лазерные звуковые дорожки. Музыкальная составляющая релиза и угадывающиеся в его глубине идеи настолько драматичны и эклектичны, что говорить о них нужно именно в терминах театра, но театра не простого, а взрощенного и вскормленного на плодотворной почве литературных шедевров Достоевского и их особой наэлектризованной истеричности, где от одной крайности до другой - всего шаг.

Музыкальный винегрет Dark отличается напором, чернотой и зловещей помпезностью, а кое-где на альбоме даже проскакивают симфонические вставки и лязгающие челюстями тру-блэковые всполохи. Законы жанра гласят, что раз уж ты взялся петь про демонов, то будь добр, не забудь про мощь, амбивалентность и звёздный холод, и мастерманд проекта, скрывающийся за звучным псевдонимом Lord Asteroth, постарался учесть и по максимуму использовать все эти составляющие, попутно закутав их в эстетику Blutengel и Cradle Of Filth.

Релиз имеет определённую концептуальную подоплёку, и состоит она в том, что некая злая и демоническая сущность увидела наш мир, удивилась творящимся у нас на планете бесчинствам, да и решила всех нас уничтожить, то ли от греха подальше, то ли опасаясь конкуренции, то ли просто из вредности. Как раз про этот сценарий аннигиляции и про послужившие трамплином и подоплёкой для него события и повествует “Demo(n)”, которой порой звучит как настоящий аудио-ураган с сумасшедшей какофонией метеоритных дождей и солнечных аномалий.

И я почему-то вспомнил про швейцарскую группу Alastis, потом почесал затылок и мысленно отправил привет Morgul, затем умозрительно извлёк из сундуков памяти Hollenthon, Laibach и Сумеречную Депрессию, а потом… а потом лампочку у меня в сознании вдруг выключили, и стало совсем темно, холодно и беспросветно. Демон Пушкина и Даймоний Сократа, Чёрный Человек Есенина и Чёрт Ивана Карамазова как будто слились воедино, и это был он - “Demon”, не самый оригинальный или убедительный, но определённо узнаваемый и креативный релиз.

Оставим за скобками факт неоригинальности и простоты названия проекта (коллектив с таким названием я слышал и слушал ещё где-то в конце 90-х, как раз сразу же за Alastis и Laibach), постараемся не споткнуться сходу о стереотипность заявленной темы и об тонны патетики, и нам откроется глубокий и разноплановый диск, в котором произрастают самые разные и неожиданные элементы, в совокупности дающие большой оркестр имени демонической психологии и величия. Почти арт-рок, но тяжелее, мрачнее и безумнее - вот, что такое “Demo(n)”.

Музыку альбома отличают, с одной стороны, достаточно небрежные и рваные риффы, довольно простые структуры и показная эклектичность, а с другой - желание примерить на себя мейнстрим-личины сегодняшних Theatres Des Vampires и Cradle Of Filth. Я не стал бы называть такую музыку собственно блэком, а отнёс бы её к категории явлений вроде Haze Of Summer и Second To Sun, которые всячески стараются расширить границы влияния жанра и вывести его на широкую слушательскую аудиторию. Хаос-метал с элементами блэка и индастриала - по-моему, это точно про “Demo(n).”

Склонный к парадоксам нумерологии лидер проекта Lord Asteroth подчёркивает, что релиз вышел 22 февраля 2022 года. В шесть часов. Что это означает и как это можно трактовать, я оставлю на усмотрение внимательных и заинтересованных в соответствующей цифрологической проблематике читателей, а сам лишь замечу напоследок, что “Демо(н)” получился концентрированный, филигранный и злой. Здесь хватает своей сырости, и претензий у выпускников консерваторий и завсегдатаев показательных вечеров филармоний будет предостаточно, но и в этом в данном случае особая демоническая эстетика и инфернальный лоск.

Мне не очень близка эта демоническая помпезность, одиозный имидж Lord Asteroth и ментальные флажолеты адских ассоциаций в текстах, но даже я должен признать, что для любителей литературной классики вроде “Мастера и Маргариты”, “Потерянного рая”, “Божественной комедии”, “Фауста”, “Хребтов безумия” и “Цветов зла” “Demo(n)” это просто манна небесная. Когда-то и я находился под гипнотизирующим очарованием всех перечисленных литературных шедевров, и они по сей день оказывают самое непосредственное влияние на тяжёлую сцену в её осмысленном варианте, а это значит…

Ну, я думаю, вы и так всё поняли. Для тех, кому понравились арт-заигрывания StaVroS, но всё время хотелось чего-нибудь пожёстче и погорячее, Dark со своим EP-альбомом окажутся очень кстати, а поступательное развитие EP от композиции к композиции не случайно так напоминает классические рок-оперы - как обещает руководитель проекта, на следующих альбомах начатая тема будет продолжена, а это значит, что дальше будет больше, глубже и масштабнее. До “Божественной комедии”, конечно, ещё далековато, но… Чем Вергилий не шутит.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz