ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Солнце Находит Себе Глаза "В костях у сказки"

07-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СОЛНЦЕ НАХОДИТ СЕБЕ ГЛАЗА
Релиз
“В КОСТЯХ У СКАЗКИ”
Год
2021
Стиль
Psychedelic rock / ambient / new age / spoken word
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Республика Беларусь, город Минск

Не так много времени прошло со времени выхода последнего, второго по счёту альбома диковинной белорусской группы Солнце Находит Себе Глаза, однако они уже снова тут как тут и не одни, а со своим очередным лонгплеем. Альбом, однако, у них сейчас вышел не простой, а разговорный, никаких песен тут не содержится, музыка выполняет роль фона и практически никогда не выходит на первый план (о каких-то соло или импровизациях в традиционном и привычном смысле речи вообще не идёт), но как раз в этом и заключается в данном случае вся соль. Ну а на случай если вы не в курсе, что такое “spoken word-релиз” и сразу вспоминаете по этому поводу Брюса Дикинсона и его недавние гастроли, я введу вас в курс дела.

Spoken word в стиле “В костях у сказки” это не стихи и не мелодекламация, не лекция на тему и не какой-то связный рассказ, а набор самых удивительных, неожиданных, курьёзных, никак не связанных друг с другом логически и порой капитально обескураживающих словесных фантазий и свободных ассоциаций, которые идут сплошным потоком, излагаются голосом Галкина, пародирующего ведущего “В мире животных” Николая Дроздова, и которые иначе как плодом больного и воспалённого сознания просто не назвать. И я практически не сомневаюсь в том, что слова, записанные на этом альбоме, это экспромт или почти экспромт. Или были результатом экспромта, а затем оказались записаны и вновь получили жизнь на этой интересной пластинке.

Можно слушать альбом бесконечно, а потом разбирать на цитаты и радовать себя и знакомых. Посудите сами, вот рандомная подборка изречений с данного релиза: “Стало светать – пошёл за пивом”, “вот это вот и есть любовь к родине, а не вот эти вот гербы и гимны на доме правительства”, “ночные чудища всегда узнают своих воспитанников и ждут как старые заботливые родители”, “лучше сделать вид, что не видишь, как этому в школе учат”, “вот тогда-то со всеми и перезнакомишься, пока все сроки отмашешь”, “да только время уже назад не вернёшь, а так – ничего не жалко”, “Я очень нетерпеливый, и меня укусил комар”, “Самый модный гомеостаз у нашего губернатора: если у него зажато, то у всех срывается резьба”.

Из всей структуры релиза немного выпадает только “Жертвоприношение” – более жёсткое, тяжёлое и напевное шаманское повествование – все же остальные четыре трека спокойны, медитативны и доброжелательны как “В мире животных”. Слушаешь альбом, проникаешься его миролюбивой и размеренной атмосферой, радуешься удивительному и затейливому миру фантазий Ярослава Хомченко, слаженной психоделичности ответственных за написание инструментала Александра Галецкого и Виктора Ra Om, и всё вокруг автоматически начинает казаться очень таинственным, наполненным разными непостижимыми смыслами и почти волшебным.

Скажу прямо и честно: Солнце Находит Себе Глаза на своём новейшем spoken-word-релизе ничего нового или оригинального не придумали – подобным баловались ещё друзья моего безбашенного металлического детства в середине 90-х. Доведя своё сознание до степени крайней парадоксальности восприятия просроченным лунным светом и заплесневевшими сушками, они включали магнитофон в режиме записи с микрофона и начинали долгий и полный удивительных вербальных коллизий диалог с мирозданием. И получалось у них нечто очень и очень в духе и в стиле актуального релиза белорусского коллектива Солнце Находит Себе Глаза, только без музыки. Зачем подобное делалось? Ну, знаете ли, психоделия она такая… очень психоделичная.

Нового не изобрели, но узаконили и ввели в обиход в музыкальных кругах просто мастерски. Признаться, поначалу я ожидал от этого альбома стандартный прикол в духе СНСГ, нечто, что можно послушать разок-другой и со спокойной совестью забыть навсегда. Однако слушая альбом снова и снова, всё больше проникался его атмосферой и настроем, непроизвольно вспохватываясь на мысли, что был бы совсем не прочь приобрести себе это чудо на физическом носителе. Даже фоновый инструментал где-то с третьего прослушивания перестал казаться мне таким уж фоновым, рельефно выступив вперёд и пленив своими ненастойчивыми, но такими приятными и уместными переливами.

На что это всё похоже у СНСГ? Если вам когда-нибудь доводилось учиться в университете и посещать лекции, то настрой альбома “В костях у сказки” и его неспешные повествования вам наверняка напомнят те сумрачные и специфичные утренние часы, когда вы после весёлого и шумного праздника с виноградным соком и плясками на столах, приползаете к первой паре в огромную лекционную аудиторию в виде амфитеатра и, героически сопротивляясь призывным искушениям Морфея, пытаетесь оставаться в нашей реальности, в то время как на ухо вам профессор вещает свои заумные, научные, непонятные, но очень назидательные и от того ещё более курьёзные штуки. Умора, не правда ли? И вместе с тем некое подобие медитации.

В голове фоновым эмбиентом вибрирует мироздание, профессор нудит бесконечным радио-транзистором, а вы делаете вид, что успеваете что-то записывать и параллельно изо всех сил изображаете умное и понимающее лицо, чтобы лектор, не дай бог, чего-нибудь не заподозрил и не начал домогаться до вас своими расспросами и увещеваниями. Каждый, у кого был подобный опыт, наверняка знает, что нет более сильного и безотказного способа победить бессонницу и ввести человека в летаргию на ближайшие часов десять, однако есть в экспериментах с подсознанием с применением подобных лекционных методик и ещё один интересный и удивительный аспект.

Если дремоту всё-таки отогнать и во владения Морфея не провалиться, то спустя некоторое время наверняка испытаете на себе удивительный и совершенно беспрецедентный экспириенс погружения в галлюциногенные воды бредовых фантазий “В костях у сказки”. Философы назвали бы это потоком сознания, обыватели – отчаянной и безумной, разъедающей сознание чепухой, а тот, кто подойдёт к прослушиванию со всей основательностью и в определённой атмосфере научной беспристрастности, пожнёт налившиеся соком восхитительные плоды маразма, интеллектуальных профанаций и едких иезуитских спекуляций смыслами. И да, этот калейдоскоп головокружительных метаний из темы в тему в духе “в огороде бузина, а в Киеве дядька” пьянит и опьяняет, не хуже просроченного и забродившего томатного пива – нужно только распробовать как следует.

И всё-таки я, наверное, очень злой и нехороший человек. Когда я начал слушать “В костях у сказки” и спустя минут семь звучания как следует освоился в его звуковых дорожках, смекнув, что за материал и какого плана приготовили для нас Ярослав и его подопечные, то стал сильно смеяться и предаваться иронии. Конечно, улыбнуться во время звучания данного компакта есть чему, и многие из вербальных пассажей на альбоме к тому располагают, однако мой сарказм был по несколько иному поводу. Есть такой музыкант Сергей Калугин, и он больше всего в этом мире любит две вещи: а) читать стихи и рассказывать всякие умные вещи у себя на концертах и б) пародировать Б.Г., Ника Кейва, AC/DC и иже с ними, по-своему их перепевая и создавая русскоязычную песенную выжимку, аналогичную их виршам.

А теперь внимание, nota bene. А что если бы “В костях у сказки” издать с надписью С.Калугин “Несло Part II”? Не сомневаюсь, что Сергей Александрович увидев такое издание, пришёл бы в ярость и не оставил бы такого без своего внимания, однако сходство с его знаменитым “Несло”, растиражированным в своё время на кассетах, действительно присутствует у данного альбом и отрицать это очень сложно. “Можно гнать что угодно и будут стихи всё равно” – призналась как-то Умка в одной из своих песен, и данное утверждение на все сто подходит к креативным экспериментам СНСГ, ну а я скажу так: мне “В костях у сказки” понравился даже больше, чем сказочная пластинка группы Мыс Луны, и в своём роде это почти эталон и шедевр.

Альбом у белорусов получился, конечно, юмористический и ироничный, слушать его желательно в подготовленном и вообще неслучайном состоянии сознания, но для любителей подобного это будет просто взрыв и настоящая находка. Я слушал диск и радовался как ребёнок, восхищаясь ассоциациям и находчивости Ярослава, его свободе в обращении с этими ассоциациями и изобретательности его ментальных тараканов. Добавьте сюда стильное оформление, отличную инструментальную работу и по-настоящему психоделическую атмосферу в духе лучших традиций Grateful Dead и Pink Floyd, и вот вы уже сами нарисовали портрет идеального русскоязычного psychedelic-релиза нашего тысячелетия. А звучит он как начало чего-то нового и большого.