22-01-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Перед нами новый долгожданный альбом одной из самых мрачных, безысходных и интеллектуальных групп российского драматического андеграунда. Коллектив Дениса Ядрова не балует своих слушателей частыми релизами - актуальный лонгплей всего четвёртый по счёту в их дискографии. Однако качество в данном случае имеет однозначно большие приоритеты, чем количество и явно ставится во главу угла, а саунд и архитектоника релизов команды традиционно говорят сами за себя, изобилуя саунд-изящностями.
После десяти лет с момента записи первого альбома Денис Ядров вновь обратился за помощью с инструменталом к своему давнему другу Максиму Белоусову (Жвака Галз), что с одной стороны обеспечило преемственность актуального, четвёртого по счёту, релиза Сумеречной Депрессии по отношению к бэк-каталогу коллектива, выступив гарантом стабильности и жанровой верности, а с другой как бы намекнуло на возможные сюрпризы и потайные “пасхалки”. Десять лет – большой срок, и за такой солидный отрезок хронологии в мировоззрении и фундаментальных симпатиях авторов могли произойти серьёзные и даже кардинальные изменения, в связи с чем становится ещё интереснее послушать и оценить их творчество.
Вся электронщина на диске отдана на откуп Михаилу Чайкину, за сведение и мастеринг отвечает Антон Макаров, для оформления были ангажированы рисунки Степана Коноровского, в то время как дизайном и оформлением занимался Антон Волков, а в качестве приглашённых гостей на диске засветились бас-гитарист Дмитрий Халалеев (“Искусственное солнце”), саксофонист Дмитрий Колобов и вокалистка Татьяна Позднякова ("Двери неба и солнца").
Сам Денис говорит о реанимированных влияниях символизма и активном использовании скрытых отсылок и межпредметных параллелей в текстах. А изменения в плане формы художественного выражения бросаются в глаза и уши уже в первом же треке, но по сути своей и по глубинному содержанию перед нами всё та же Сумеречная Депрессия, которую вы знаете по “Поэзии стеклянных городов” и “Молитвам”. Более разнообразные, а порой и неожиданные электронно-индустриальные аранжировки, мрачный, таинственный, а временами и злой как в “Татуировке” вокал, множество нюансов и разного рода дополнительных деталей – всё на актуальном альбоме коллектива призвано создать необходимое настроение, и это настроение – болезненная рефлексия.
Несмотря на то, что альбом в целом уже не оставляет ощущение такой бездонной депрессивности, как это было в случае с прошлыми релизами, а некоторые треки вроде “Нимб из картона” выглядят и вовсе лиричными, тьмы и внутреннего напряжения здесь ничуть не меньше, чем раньше. Более взрослый и прирученный негатив “Стрекозы и мяча” временами кажется почти безвредным и даже доброжелательным (“Канатоходцы”), но это обманчивая умеренность. Просто альбом не бросается в крайности и не предпринимает никаких лишних движений, попусту растрачивая свою энергию. Здесь всё прицельно, продуманно и сделано исключительно с холодной головой и с трезвым рассуждением – словом, как и должно быть у взрослых и солидных мужей.
Философские проблемы реинкарнации, мысли на тему фильмов вроде “Пророка” с Николасом Кейджем, серьёзные академические размышления об извечном конфликте “физиков и лириков” и даже рассуждения о любви, вечности, старении и подмене ценностей – всё это вы найдёте на актуальном диске коллектива. Денис неожиданно обращается к знаковой работе известного американского психолога и теоретика Раймонда Моуди “Жизнь после жизни” с тем, чтобы таким ненавязчивым образом перейти к обсуждению вопросов жизни, смерти и посмертного опыта.
На альбоме действительно много размышлений о перерождении, а тематически материал проходит три цикла, которые посвящены времени, страхам, любви и реальности. Даже само название пластинки намекает на те метафоры и образы, которые так любят сторонники теории переселения душ, а в текстах пазлов и интеллектуальных шарад ещё больше. Было бы странно, если бы альбом и тексты песен не были связаны с извечными для Сумеречной Депрессии темами смерти и депрессии, но размышления о них на этот раз подаются у Дениса под новым, неожиданным соусом, а восхищения и любования некротическими реалиями здесь намного меньше, я бы даже сказал, что их почти нет или чаще всего нет, но иногда они всё-таки пробиваются:
“Самоубийство – непростительная ложь,
Не вход, не выход, не билет на облака.
Теряя память, вряд ли что приобретёшь,
Хотя получишь облегчение, пока
Не набегут за ночь сомнения на крик,
Сквозь ржавый воздух, наконец, увидишь ты:
Спираль вселенной упирается в тупик
Блаженной, дикой, угловатой наготы.
Заглатывает аспид свой безмерный хвост,
И что прошло - опять является во снах.
Сюжет, казалось, был банален, скучен, прост,
Но изменил его мгновенно подлый страх
С проплешиной на прокажённой голове.
Заискивая, он зовёт: «Пойдём со мной».
И я завидую искусственной сове,
Сменившей на комод и пыль рассудок свой.
Я не хочу по норам ползать, как червяк,
Опять учить давно знакомые слова.
И если в этот раз всё тоже будет так,
Пускай наполнит мой живот полынь-трава.”
(c) Сумеречная Депрессия – “Татуировка”
А в целом по настроению “Стрекоза и мяч” показался мне схожим с самым неординарным и мистичным диском Tiamat “A Deeper Kind Of Slumber”. Электроника, меланхолия, психоделия, даже явная депрессия, бесконечные самокопания и почти мистическое всматривание в бездны своей души и собственной бесконечной депрессии – всего этого было очень много у Йохана Эдлунда образца 1997 года, а сейчас очень много у Сумеречной Депрессии. И всё это с характерным робким проблеском призрачной надежды, благодаря которой были так удивительно притягательны и нестерпимо очаровательны классические пластинки шведских мечтателей и романтиков имени грозной шумерской богини:
“Я тебе сделаю нимб из картона.
Он легче света. Не то, что корона.
Мы вознесёмся на крыльях бумажных.
Пусть понарошку – ведь это неважно.
Блики огней под босыми ногами,
Город внизу – полыхающий камень.
К звёздам навстречу в усталой сорочке
Через пустые тетрадные строчки.
Шёлк мятых волн океана с луною
Шепчет: «Ладонью своей вас накрою,
Спрячу от сумерек в дикой прохладе.
Пусть не навечно – на миг, или на день».
Губы и тушь растеклись по закату.
Разве мы в чём-то с тобой виноваты?
Боль за одеждой отринута нами.
Тает внизу полыхающий камень.
Я тебе сделаю нимб из картона,
Это несложно – всего-то три слова.
Ты вознесёшься на крыльях бумажных.
Пусть понарошку – ведь это неважно”.
(c) Сумеречная Депрессия – “Нимб из картона”
А ещё “Стрекоза и мяч” – самый благозвучный, приятный на слух, мягкий и мелодичный диск в истории Сумеречной Депрессии. Несмотря на эпизодические всполохи инфернальных огней вроде “Болезни”, “Искусственного солнца” и уже упоминавшейся “Татуировки”, где гитары и вокальные партии кажутся почти металлическими, напоминая демонический трэш вроде Fear Of God, релиз всё равно оставил у меня в итоге светлое и жизнеутверждающее впечатление какой-то мудрости, взвешенности и искреннего поиска истины. На альбоме практически нет гнетущей тяжести классических релизов Сумеречной Депрессии, и это однозначно его плюс. Потенциал такой кристальной прозрачности и грозового спокойствия действительно почти безграничен.
Релиз оставляет ощущение выверенной и очень сбалансированной работы, хотя разных элементов, нюансов и даже взаимоисключающих ингредиентов здесь намного больше, чем на прежних дисках группы. Остаётся только удивляться, как авторы смогли всё привести к общему знаменателю, подогнать под единый стиль и объединить воедино такие разные темы, стили, настроения и эмоции. Тем не менее у них всё получилось, а финальный результат не только не разочарует давних слушателей и поклонников группы, которых всегда было немало, но и заинтересует новых, ещё не искушённых в оттенках депрессии и self-психологизмов интеллектуалов-меломанов. Отличная, очень профессиональная работа, пища для ума и для души.
Рецензия опубликована в журнале Rockcor N2 (2021). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz