07-09-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Играть свободно, расслабленно, по-панковски бесшабашно и даже небрежно, но в то же время тяжело, драйвово и душевно – всё это про группу из Бобруйска (Белоруссия) со странноватым названием Zемля Королевы Mod или сокращённо ZKM, история которой уходит своими корнями в начало 90-х. Сейчас за музыкально-лирическое наследие коллектива взялся лейбл Circle Flame Records, и на всех популярных площадках в обновлённом, обласкано-отшлифованном и весьма современно-актуальном виде появляются друг за другом альбомы из бэк-каталога команды.
От Би-2 до Алисы и от Сектора Газа до Калинова Моста и Кукрыниксов – примерно в таком жанрово-фактологическом спектре простираются треки с выпущенного недавно в жаркие объятия широкой слушательской аудитории альбома 2012 года “Весна-Невеста”. Что интересно, альбом действительно был записан в 2012 году, как раз когда ZKM получили статуэтку "Золотой Кед" в ежегодной церемонии награждения БЕЗпопсовой премией "В Кедах", но выпущен диск тогда так и не был и семь долгих лет лежал в архивах и загашниках, только сейчас дождавшись своего часа.
Музыка альбома и двенадцать песен, вошедшие на пластинку, это всё тот же характерный для Zемли Королевы Mod микс из драйва, лирики и романтики, нежные вокальные мелодии, доверительные тексты и располагающий к себе голос Николая Алфимова с оттенками Бутусова, Васильева, Горшенёва, Кинчева и изящной мечтательностью Шклярского. Наэлектризованные риффы и атмосферные клавишные открывающей альбом “Тепло мая” задают тон всему релизу, а сладкая романтичная история “Эльзы” блистательно продолжает этот удачный и цепляющий зачин.
Тепло мая, последнее вино, любить по-чёрному назло всем стужам, огромное рыжее солнце, улыбка винной феи – образы, родом из новых треков на самом деле сильные и впечатляющие, не зацепиться за них и не увязнуть в этой разноцветной феерии не так-то легко. Раздольные фолковые мотивы титульной вещи напоминают Алису времён “Дурня” и “Jazz”, что весьма привлекательно выглядит в обрамлении переливов народных инструментов и разудало-молодецких “хэй-хэй” на заднем фоне, а более традиционно-роковые “Имена” и “Завтра” вызывают в памяти светлую меланхолию шлягеров Кукрыниксов.
Настроение у альбома определённо весеннее, цветущее и вообще “чемоданное”, что хорошо иллюстрирует, например, “Пуля”, которая соединяет в себе безбашенность озорного гуляки-дебошира Есенина и современный рок-надрыв, ощетинившийся отчаянной ухмылкой-оскалом доктора Кинчева. Электронные пульсации “Упавшей с небес” добавляют в этот коктейль нотки цветущей легкомысленности, но рок-основательность никуда не исчезает, а ещё более укореняется, чему способствует жёсткая и серьёзная историческая эпопея “Последний” со скрипками, документальными сэмплами и надрывным припевом.
Ещё немного задумчивой ночной романтики в треке “Странно”, затем расстилаются народно-шаманские этно-эксперименты в “Доне”, после чего настаёт время экспериментов в духе цыганского танго-кабаре, за счёт которых “Реки” становятся самым ярким, жарким и харизматичным номером на альбоме (как будто Сплин и Високосный Год объединились с группой Завстраккусто), а завершается всё прекрасной балладой под названием “Колыбельная”, которая как и любой по-настоящему эффектный финал, подводит черту диску на очень богатой и полифоничной ноте.
Совершенно не представляю, по каким причинам музыканты не выпустили “Весну-Невесту” сразу же в 2012 и что стало причиной такой долгой семилетней задержки, но сейчас это уже и не важно: альбом выпущен, растиражирован, повсеместно доступен для прослушивания и скачивания, а это значит, что буйство фантазии Колки Алфимова и атмосферный драйв его коллег по группе наконец-то последовали примеру Льва Толстого и пошли в народ, а все заинтересованные могут дегустировать шардоне и бейлиз под “Эльзу”, “Странно” и “Колыбельную”, в то время, как музыкальные журналисты снова будут ломать голову о том, как команде удаётся одновременно угодить и восторженным дамам бальзаковского возраста, и юным teen-girls, и суровым металлургам в футболках Celtic Frost, и насупленным ботаникам-интеллектуалам. А ведь правда: как?