ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Ilya Blinkov и Nick Niemand "Путями Каина"

10-03-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ILYA BLINKOV, NICK NIEMAND
Релиз
“ПУТЯМИ КАИНА”
Год
2022
Стиль
Industrial / ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва, Санкт-Петербург

Про то, кто такие Nick Niemand и Ilya Blinkov, все интересующиеся уже имели возможность узнать из нашей рецензии на последний альбом проекта Антифаза и из недавнего интервью с этими ребятами у нас на ASTARTA, сейчас же они выпускают свой автономный совместный альбом, на время абстрагировавшись от своего основного творчества в рамках Антифазы, и сразу же возникает закономерный вопрос или даже два вопроса: что же произошло и почему у нас сейчас всё-таки не Антифаза и не номерной альбом их основного проекта?

И, думаю, ответы тут вполне очевидны, и все ваши гипотетические сомнения рассеются в тот же самый миг, когда вы прослушаете хотя бы тридцать секунд первого трека их актуального полнофоматника “Путями Каина”. Основа данного альбома - одноимённая поэма-цикл М.А.Волошина с подназванием “Трагедия материальной культуры”, и здесь действительно нет никакого пения и никаких рифм, здесь будут только смыслы, разговоры, размышления и мелодекламация, и именно в этом основное отличие нынешнего релиза от двух его предшественников.

Электронно-индустриальная музыка в данном случае - не более, чем фон, а всё внимание на альбоме обращено на текст и на заложенный в нём месседж. Не знаю, что сказал бы сам Максимилиан Александрович, но, на мой взгляд, авторы смогли очень достоверно и доходчиво проиллюстрировать его произведение, расставив в нужных местах все необходимые смысловые и эмоциональные акценты, и даже темп повествования выбрав соответствующий - буйный, мятежный, спотыкающийся и словно поглощающий и рвущий на части самого себя.

Ну что ж, альбомы с мелодекламацией на нашей сцене не такая уж большая редкость, вспомнить хоть Ирину Миклошич, Солнце Находит Себе Глаза или проект ArtFaina, а не так давно подобный стихотворный CD выпустила даже Лана дел Рэй, в свете чего выход “Путями Каина” кажется не только закономерным, но и неизбежным. Если у человека много идей, много мыслей и есть огромное желание претворить их в литературную форму и поделиться ими с другими, выход подобного релиза становится лишь вопросом времени, и в данном случае всё сработало и состоялось - диск увидел свет.

Итак - тексты. Их много, они обильны, многословны и содержательны, а смысловая составляющая альбома предельно концентрированна и жалит буквально не жалея себя и живота своего. Накал драматизма и полемический жар уже в первом треке достигают таких пределов, что мне поневоле вспомнились Бодлер, Блейк и Верлен. Перед нами философская концепция с габаритными характеристиками, имеющими сходства с серьёзными идеологами классического философского прошлого, и это действительно настоящий прометеевский эксперимент в сфере идей и мысли.

Да и инструментал здесь на самом деле не такой уж и фоновый - стоит лишь немного внимательнее присмотреться к ритмам и звуковым хитросплетениям приготовленной музыкантами аудио-мясорубки, как приходит понимание, что перед нами выверенный и эмоциональный саунд-поток, который не отстаёт по филигранности от текстовой составляющей, вышедшей из под пера классика. Слова-плевки, жалящие словно шершни, пчёлы, осы и слепни, а за ними плотным гудящим роем встают частоколы инструментала - текстовый и музыкальный аспекты на этом альбоме стоят друг друга и не желают друг от друга отставать.

“Оказалось, что поэма “Путями Каина”, венчающая творческий путь Волошина, – это квинтэссенция его воззрений на историю человечества от Адама до наших дней, в некотором роде волошинская метафизика истории” - пишут о “Путях Каина” специалисты, и этот всеобъемлющий исторический замах тоже очень явственно ощущается в рецензируемом сейчас альбоме Ильи и Ника. Им удалось передать заложенную в данное произведение масштабность, удалось показать его противоречивость, и в этом смысле цель такой “экранизации” достигнута.

Слова на альбоме горят и жгут, не только воспламеняя всё вокруг и разжигая воображение, но и сжигая, а порой буквально выжигая свои посылы в сознании тех, к кому они обращены. И в силу особенностей своей текстовой составляющей альбом получился колким, болезненным и напряжённым. По настрою всё это больше всего напоминает незаслуженно обделённого вниманием широких кругов общественности Вильяма Блейка, но радикальности, молодецкого задора и нерастраченной юношеской экспрессии у Ильи и Ника даже ещё больше. Очень много.

Интеллектуальное напряжение на диске таково, что ещё чуть-чуть - и даже воздух вокруг раскалится и превратится в плавящееся железо. Да, это всё та же классическая апология плохого или привычно считающегося плохим героя, к которой мы все привыкли ещё во времена мильтоновского “Потерянного рая” и блайндгардиновского хита “Mordred’s Song”, но авторы пытаются всё подать под своим личным самобытным соусом и щедро сдабривают привычные литературные аллюзии собственными экзистенциальными переживаниями.

Аудио-антиутопия Ника и Ильи развивается с ужасающей и довлеющей стремительностью и уже где-то к середине своего хронометража практически срывается в хаос и мрак авангарда. Аллюзии к Chaostar, Peccatum и другим подобным проектам усиливаются многократно, скрежет и угрожающий рокот диссонансов маршируют стройными колоннами, и вот в восьмом треке под названием “Машина” мы видим почти нойз-индастриал, а в сменяющем её “Бунтовщике” встречаем сумасшедший неоклассический авангард.

На альбоме нет рифм и поэтизаций, перед нами совсем не стихи, и назвать лирикой подобное даже в самом отдалённом смысле было бы огромной и принципиальной ошибкой, а по своему посылу, по атмосфере и по стилю изложения релиз напоминает скорее хроники апокалипсиса или антиутопию в форме отрывочных аудио-дневниковых записей. Отдельные композиции на альбоме (“Война”, “Космос”) как будто целиком состоят из хаоса и экзальтации, максимально сближаясь с радио-нойзом, милитари-эмбиентом и другими родственными им жанрами.

И такая индустриальная фантасмагория наверняка порадует тех, кто любит думать, искать ответы на самые сложные и неудобные вопросы и ежечасно пробовать на прочность этот мир. Настроение у альбома сумрачное и болезненное, но опыт показывает, что тем, кто не ищет в этом мире ярких красок и позитива, только того и надо. Лично мне всё-таки ближе и приятнее Бодлер, Блейк и Мильтон, однако если вы молоды душой и сердцем и не привыкли искать источники инспирации в преданьях старины глубокой, можно попробовать на вкус и альбом Ника с Ильёй.

Иногда для того, чтобы что-то понять, непременно нужно обжечься, так пусть же лучше это произойдёт в пространстве вот такой литературно-музыкальной аудио-вселенной, чем в жизни. В этом смысле “Путями Каина” стал очень своевременным и современным альбомом, во многом предсказавшим известные события последних дней и ставшим отражением предшествовавшим им длительным процессам, а воспринимать его можно как последнее и решительное “стой!” любому, кто оправдывает идеологическую радикальность и не видит её страшных и неминуемых последствий. Это действительно трагедия. И очень яркая.

Так античная и библейская традиции смыкаются, дополняют друг друга и устремляются в современность для того, чтобы выковать и представить самый жёсткий и категоричный из всех вариантов пацифизма. “Добро должно быть с кулаками” - говорили ещё классики, и миротворческий посыл “Путей Каина” методом “от противного” действительно показан очень убедительно и ясно. Иногда нужно окунуться в хаос, черноту и мрак, увидеть войну воочию и прикоснуться к ней, чтобы понять и почувствовать ценность мира. Но лучше сделать это в пространстве литературы, музыки и искусства. На языке культуры, символизма и семиотики.