01-07-2020 Дмитрий Фомин
Выход новейшего альбома исполнителя столь высокого, считай, звездного ранга, как Оззи Озборн, всегда громкое событие. Собственно, для человека, который когда-то давно (а по нынешним временам на рубеже смены поколений чудовищно давно) принимал непосредственное участие в становлении тяжелого рока и металла, по-другому быть просто не может. Слишком уж харизматичен и упорен этот ветеран рока, чтобы кануть в безвестность.
Итак, перед нами уже двенадцатый полноформатный альбом Осборна в его сольном творчестве, вышедший после продолжительной (да чего там, чрезвычайно затянувшейся) десятилетней паузы. За этот срок многое успело произойти в жизни Оззи: он объединился с Black Sabbath и выпустил с ними сильный альбом, откатал грандиозное прощальное турне, вернулся к сольному творчеству, отметил 70-летний юбилей (что само по себе уже сенсация) и мужественно дал напор тем недугам, которые свалились на него в последнее время. И тем не менее, старик продолжает оставаться в строю. На самом деле, десять лет ожидания это не так уж и долго, если музыкант такого ранга презентует сильную и аутентичную пластинку высочайшего качества, оставляющую после себя море эмоций и ощущение новизны, каким, без сомнения, является ''Ordinary Man''.
Предыдущий альбом ''Scream'', увидевший свет в далеком 2010-м, также получился круто сваренным, энергичным и свежим для своего времени. И не в последнюю очередь потому что над ним трудился гитарный виртуоз Гас Джи, пришедший на смену, казалось бы, несменяемому Закку Уайлду. Тогда материал группы действительно нуждался в инновациях, т.к. композиторский почерк Закка грозил сделать из проекта Оззи второй Black Label Society.
Сейчас, годы спустя Уайлд снова является гитаристом концертного состава, но в работе над ''Ordinary Man'' помимо самого Джона Майкла принимали участие уже совсем другие люди: гитарист, композитор и продюсер Эндрю Уотт, Чед Смит из Red Hot Chilli Peppers и Дафф МакКаган из Guns N' Roses. А также целый струнный оркестр с хором и куча специальных гостей от Слэша, Тома Морелло до самого Элтона Джона и рэперов Post Malone и Трэвиса Скотта. Охватывая весь масштаб лиц, вовлеченных в творческий процесс, можно было бы предположить, что пластинка получилась так себе и весь этот звездный балаган ни что иное как попытка замаскировать ее посредственность. Да, такое действительно случается и у самых именитых рокеров. Но не в случае Оззи.
Во многом благодаря вовлечению новых музыкантов ''Ordinary Man'' получился таким стильным, современно звучащим, или, как выразился в своем обзоре Всеволод Баронин, преимущественно ''молодежным'' альбомом, который, несмотря ни на что, звучит именно так, как должен звучать альбом Оззи Осборна. Композициям присуща располагающая органичность и душевно-исповедальная меланхолия, а также легкость восприятия при отсутствии чего-то лишнего и напускного. По сути это простые, но энергичные и цепляющие песни без малейшего акцента на виртуозность гитариста, где есть неподражаемый тембр Оззи, эффектные проработанные интро и пронзительные заводные мелодии, которые хочется слушать снова и снова. Если рассматривать каждую вещь в отдельности, можно утверждать, что более разнообразного, прогрессивного и эмоционального материала у ветерана рока еще не было за всю сольную карьеру.
Открывающий альбом ''Straight To Hell'', встречающий нас тягучими плотными риффами как раз-таки в духе Дикого Закка и зажигательным соло от Слэша, можно назвать эффектным и энергичным традиционным "разогревом", без которого не может обойтись альбом более-менее успешного исполнителя. Начало очень динамичное, молодцеватое и, кажется, вокал Оззи ничуть не изменился, но вскоре понимаешь, что, несмотря на применение фильтров и автотюнов, возраст все-таки берет своё.
Более лиричный и умиротворенный номер "All My Life" демонстрирует здоровый и правильный грув, отлично дополняющий проникновенные размышления Оззи о своем давнишнем житье-бытье… И тут же как по заказу следует ''Goodbye'' – подчиняющий себе разум слушателя номер с толикой психоделики в гипнотических вокализах Осборна и низкими тревожными риффами в духе Black Sabbath, но обыгранными в более современной динамичной манере.
В центре альбома расположились наиболее яркие произведения, о которых просто хочется сказать – так рождается новая классика. Превосходная баллада ''Ordinary Man'', исполненная Оззи дуэтом с сэром Элтоном Джоном с отчетливым перевесом в сторону творчества последнего, с ведущим фортепьяно и изящными оркестровками, поражает своей задумчивой атмосферой застарелой ностальгии, когда ты словно подводишь некий итог и перед глазами проносится вся бурная жизнь. "Under The Graveyard" вылеплен несколько из иного теста, но все также виртуозно совмещает трогательный драматизм Оззи с мощной металлической подачей, увлекая слушателя в порочный круг рок-н-ролльных страстей, о которых Осборн знает все от и до.
На фоне этих сингловых монстров композиция ''Eat Me'' выглядит намного проще, но имеет свои козыри в виде теплых партий губной гармоники в исполнении фронтмена (что опять-таки напоминает о ранних пластинках Black Sabbath) и бескомпромиссной роковой энергетики в минорно-лиричном ключе. "Today Is The End" привлекает внимание своим альтернативным стаффом с нарочито искаженными гитарами, что кажется не совсем нужным, зато великолепная в своей выразительности вокальная линия сразу все расставляет по своим местам.
Зажигательный хуковый боевик ''Scary Little Green Men'' моментально заставляет позабыть о всех недоразумениях и в мгновение ока берет слушателя в плен электризующим драйвом и заразительным припевом, где Оззи выложился на полную как в свои лучшие времена – стопроцентно стадионный, сокрушительный хит. И снова на контрасте далее вступает баллада ''Holy For Tonight'', достаточна томная, если не сказать, нежная и чувственная пьеса с женскими бэками (в записи которых даже приняла участие Келли Осборн), на первый взгляд очень далекая от рока и скорее близкая исполнителям R'n'B. Однако на заднем плане грозно рокочет бас Маккагана, да и неподражаемый голос Осборна напоминает, с кем мы имеем дело.
Казалось бы, на этой ноте можно было бы и завершить альбом, но тут приходит время для совсем уж странных и чужеродных экспериментов. Коллаборация Оззи и рэпера Поста Малоуна, разумеется, наделала достаточно шума, больше за счет участия в ней Осборна, однако студийный результат их работы оставляет желать лучшего. Крайне сомнительный раздолбайский трек ''It's a Raid'', где смешалось нечто электронно-нойзое и панковское производит более чем раздражающий эффект. Финальный трек ''Take What You Want'', где первенство принадлежит уже Малоуну и Скотту, более интересен сочетанием электронного бита и соло-гитары, но на волне услышанного ранее может вызвать некую дезориентацию в пространстве от отсутствия четко обрисованного финала. Причины появления данных вещей на сольном альбом Осборна можно объяснить лишь правилами и нравами шоу-бизнеса, в котором Оззи, точнее, его жене Шерон, приходится вариться уже много лет, заработав статус медийных персонажей.
Невзирая на сомнительные моменты, ''Ordinary Man'' остается безусловно яркой, насыщенной и цепляющей работой от музыкантов высочайшего уровня, душевной, мелодичной и предельно открытой. Да, эта работа несколько отделилась от нпрочего бэк-каталога, но при этом сохраняет верность традициям. Он призван привлечь новое подросшее поколение рокеров, побуждая их ознакомиться с классикой жанра, которая старше их примерно раза в три.
Многие журналисты и критики выдвигали гипотезы, что данный альбом может стать последним для Оззи, что было бы вполне логично, учитывая его огромное наследие, почтенный возраст и прогрессирующие проблемы со здоровьем. Как человек, уважающий Осборна и его неоценимый вклад в мировой тяжелый рок, я, по правде говоря, давно лелеял мысль, что старику хорошо бы наконец-то уйти на покой, ну или ограничиться студийной деятельностью. Но вся соль в том, что ''Ordinary Man'' все-таки не та пластинка, которой бы следовало завершать карьеру. Для этого нужно нечто более монументальное. Уверен, что Оззи еще покажет всем нам, что такое уходить громко и красиво, как это подобает настоящим легендам, выкинув напоследок нечто каверзное и чудаковатое…