20-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Есть музыка приятная, а есть не очень, есть музыка, которая желает быть приятной, а есть та, что стремится обнажать язвы и рассматривать нагноения обыденности. Думаю, вы уже догадались, что белорусский one-man-проект Нейробластома относится ко второй категории, и именно об этом достаточно громко кричит название состава (нейробластома - злокачественная опухоль симпатической нервной системы), однако не спешите делать поспешных выводов и причислять коллектив к музыкальной достоевщине. Нет вокала, много экспериментов, ревущие гитары и атональная электроника, а за всё за это отвечает один человек, которого зовут Роман, но то, что получается у него, не так-то просто уложить в какие-то однозначные рамки.
Несмотря на сквозную экспериментальность, проходящую красной нитью через всё творчество Нейробластомы и присутствующую практически на любом отрезке рецензируемого сейчас альбома атональность, “Трансценденция” получилась достаточно слушабельной, мелодичной и местами даже чуть ли не танцевальной. Здесь есть свой привкус элитарности, особый лоу-фай-оттенок мега-подвального андеграунда и авангардное неприятие проторенных путей, но это не авангард ради авангарда и не эксперименты ради экспериментов. В первую очередь, перед нами всё-таки музыка, а тяжеловесные философские идеи и горькие размышления о сущности мироздания автор умудряется подавать с лёгкой непринуждённостью мирного весеннего вечера.
“Трансценденция” – это декаданс и упадок, не заметить этого практически невозможно, и звучит альбом достаточно угрожающе и апокалиптически (когда слушаешь его, перед мысленным взором стройными рядами проходят разрушенные города, вымирающие представители рода человеческого и вообще всё самое бесславное, гибельное и ведущее к вырождению и краху цивилизации), но это достаточно осмысленный, музыкальный и мелодичный упадок, а декаданс в прочтении Нейробластомы образца 2022 года оказывается хоть и холодным, но вполне себе уютным и человечным. Он не пугает, не мучает парадоксами и не старается поразить воображение, скорее, он наводит на мысли и приглашает прогуляться по облакам серьёзных тем.
Так эмбиент смешивается с индастриалом, а затем захаживает мимоходом на территории нойза и дарквейва, искоса поглядывает на Ministry, Meshuggah, Alien Vampires и Hocico, а затем начинает делать что-то своё, по-своему и без учёта каких-либо правил или трендов. «Всё хорошо в преисподней» - этой фразой можно точно описать поздние предсмертные годы Оскара Уайльда, и эта же фраза хорошо подходит для того, чтобы описать “Трансценденцию”. Этот релиз – попытка прорыва сквозь картонный очаг обыденности, и в нём действительно много остроты и категоричности, но в то же время есть какая-то укоренённость и чуть ли не идиллия уединения и свободы от повседневной суеты.
Техногенная “Колокольный звон великого Отрешения” с этими перезвякиваниями, напоминающими столь дорогие моему сердцу закольцованные перезвоны Astarium и Sopor Aeternus, тревожная и припечатывающая, почти шаманская “Тоннель, усеянный маленькими трясущимися головами”, вьюжная, заметающая ветрами-снегами и пульсирующая позывными из безвозвратности “В широких распятиях”, таинственная “Спокойный и развеянный после смерти”, непредсказуемая “Связывающий себя на пути к высшему развитию”, атмосферная и пронзительная “Пантеон” – всё это “Трансценденция” и её разные аспекты. Нечто подобное уже восхищало меня совсем недавно у Necro Stellar на их “Music For Your Ritual”, но у Нейробластомы всё насыщеннее, гитарнее и массированнее.
Это жёсткая и чеканящая музыка с такими же жёсткими и чеканящими ритмами, но в то же время она не лишёна спокойствия, рефлексии и восхищения красотой мироздания. Здесь присутствует леденящий холод старых подземелий и склепов, космическое одиночество и ницшеанская оставленность всеми богами и демонами, но в то же время в солирующих мелодиях синтезаторов и гитар угадывается какая-то запредельная гармония и парадоксальный покой. Музыка созерцания и умиротворения на фоне всеобщего хаоса, умирания и разрушения, но для мятежных и взыскующих предельной правды душ только того и надо. Успокоение и тишину им приносят именно такие альбомы, а не сладкие и приглаженные нафталином рок-баллады.
“Трансценденция” – пятый альбом Нейробластомы, на данный момент это самый качественный, концентрированный и разнообразный релиз в дискографии этого one-man-коллектива, а ещё у него очень примечательная обложка и близкое лично моему сердцу название. Собственно, название-то меня в данном случае больше всего и привлекло. Я не знаю, что именно вкладывал автор в эти треки и что хотел показать и рассказать (судя по записям в сообществе коллектива ВКонтакте, всё это как-то связано с мизантропией), но мне, в первую очередь, хотелось услышать здесь бердяевское дерзновение свободы и полёт. Полёт к звёздам, к мечте, к бесконечному, выход за пределы привычного, эмпирического и доступного – словом, всё, что традиционно понимали под данным термином классические философы.
А ведь для них трансцендирование было, в первую, очередь, выходом за пределы, а трансценденция понималась как запредельное, недостижимое и неведомое, либо как определённое состояние сознание, характеризующееся преодолением ограничений (вспомните яркую обложку альбома Crimson Glory “Transcendence” – вот вам и отличная графическая иллюстрация на ту же самую тему). И нужно заметить, что всё это на альбоме действительно есть. Всего шесть треков, но это совсем не мало, и даже не по той простой математической причине, что длительность у композиций превышает восемь, девять, а то и одиннадцать минут, а в силу того, что концентрация идей, переходов, напряжения и интеллектуального здесь действительно впечатляющая.
Альбом не угрюм и не беспросветен, не заунывен и не монотонен, здесь много музыкальных тем и смен ритмов-настроений, а как итог в музыке, представленной на диске, по-настоящему много воздуха, пространства и космоса-простора. “Трансценденция” своим звучанием как будто призывает не замыкаться в пределах искусственных ограничений, не прятать своё «Я» за бесполезными стенами надуманных пределов, а расти, искать, пробовать новое и развиваться. Даже если этот рост сопряжён с риском, с болью, с неприятными открытиями и разочарованиями. Диссонансы обыденности и её неприятные сюрпризы красноречиво присутствуют на диске в виде особенностей звучания гитар и сведения, но здесь нет каких-то слишком сырых и подвальных ходов, а стремится релиз всё-таки к прекрасному и совершенному.
Есть что-то очень космическое в этом альбоме, и насколько я вижу и воспринимаю его посыл, он лучше всего подошёл бы какой-то классической научной фантастике из 80-х, когда авторы были по большей части талантливые, писали хорошо, дерзновенно и образно, а в их произведениях гениальные прозрения и догадки часто граничили с мудрыми философскими размышлениями. Слушаешь такое и чувствуешь себя космонавтом, высаживающемся на далёкой планете или готовящемся вступить на борт заброшенной, дрейфующей где-нибудь на орбите станции. Альбом для покинутых, отверженных и одиноких, для тех, кого не удовлетворяют поверхностные объяснения и сомнительные жизненные алгоритмы современности. Альбом для зрящих в корень.
Я знаю достаточное количество проектов со схожими и родственными музыкально-идеологическими интересами (Техногенетика, например), но белорусские музыканты недаром всегда отличались своим особым подходом и повышенной самобытностью творческих изысканий, не стала исключением и Нейробластома. Интересный проект, нетривиальный альбом, занятные сочетания и интригующие ходы. Можно расценивать “Трансценденцию” как рекламу осмысленного отношения к жизни и пропаганду чтения-саморазвития, и я думаю, в этом плане альбом можно назвать вполне удачным. Желание читать и развиваться он пробуждать способен, а это самое главное. Особенности стилистических сочетаний и звучания – уже нюансы, ведь “Трансценденция” ведёт за собой и уводит по тропинкам познания и самопознания.