25-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Таинственный проект Somnolences, чей дебютный полноформатник в начале 2021 года обещает издать на CD Dark East Productions, представляет собой сайд-проект гитариста значительной воронежской фьюнерал-дум-формации Suffer In Paradise Ричарда Пикмана. Сам музыкант обещает материал в духе атмосферного блэка с элементами дума, эмбиента и разных пост-метал-фишек, а по факту нас ждёт долгое как самая endless winter путешествие сквозь туманы, отчаяние и скользкие объятья безысходности, в котором сгинуть и потеряться намного легче, чем найти выход, сохранить в себе остатки человеческого или дождаться рассвета.
Да и какие тут могут быть рассветы. Somnolences природны и стихийны как глубокая ночь и самая жестокая февральская полночь, а своими мелодиями они явно обязаны не корифеям чёрной сцены или похоронного дума, а метелям, вьюгам, штормам и серой ноябрьской позёмке. Никаких вокальных партий и даже намёков на них на “Brinks Of The Past” нет, а всё внимание на альбоме сосредоточено вокруг величественных, торжественных и невыносимо печальных тремоло, которые буквально утопают в вязких перекличках остальных инструментов и в неприветливых фантазиях британских классиков (один из треков проекта вдохновлён новеллой уэльского писателя Артура Мэкена, а сэмплы в первой и пятой композициях взяты из аудиокниг Эдгара По и Блэквуда).
Таинственным, хмурым и угрожающим порой выглядит “Brinks Of The Past”, но по настроению он всё равно принадлежит тому же монолиту, из которого в своё время черпали вдохновение Empyrium, Penitent, Agalloch и Peccatum. Есть как будто что-то неоклассическое в том, как понимает и трактует эмбиент у себя на альбоме Ричард Пикман, и, несмотря на то, что как таковой неоклассики здесь, конечно, нет, отогнать от себя впечатления родом из неоклассического драматизма мне так и не удалось. В звуках “Brinks Of The Past” так много строгости и сдержанности классицизма, что альбом на выходе кажется чуть ли не викторианским и уж точно мглистым и холодным как самый лондонский рассвет.
С точки зрения жанра представленный на пластинке материал действительно имеет кое-что общее с пост-блэком, но если отвлечься от этих характерных тремоло-дребезжаний, отойти на пару шагов назад и просто посмотреть на всю картину целиком, станет ясно, что перед нами всё тот же фьюнерал-дум, который так любит, котирует и с таким увлечением исполняет автор в своём основном коллективе, но представленный немного под другим соусом и с несколько необычного ракурса. Блэковое дребезжание в данном случае это не более чем художественный приём, благодаря которому тоска и апатия Somnolences кажутся чуть более выпуклыми и стильными, словно оказываясь в причудливой средневековой раме в уединённом шотландском замке.
И я ничуть не удивлён тому факту, что в торгах и спорах за право издания этого релиза победили именно Dark East Productions. Именно эта контора вместе с их ближайшими соратниками из Nihil Art Music долгое время отвечала и отвечает по сей день за поставки в наши жилища туманных, дождливых, заупокойных и пространных альбомов, атмосферу из которых можно черпать не просто ложками и чашками, а вёдрами. “Атмосфера” – так определяли своё издательское кредо боссы этих лейблов, и с точки зрения данного критерия “Brinks Of The Past” на все сто подходят им по настрою и проповедуемой философии, а крафтовые арты Елизаветы “Teiiidae” Сапожниковой идеально дополняют печаль и холодную бесприютность музыки проекта.
Любителям Summoning, Elderwind, Ethir Anduin, Abysmal Growls Of Despair и других прилегающих к ним коллективов настоятельно рекомендуется обратить внимание на творчество Somnolences, а если вы давно взяли на заметку продукцию Nihil Art Music и Dark East Productions, и у вас в коллекции имеются релизы Lauxnos, Sterbefall и In Tenebriz, раздумывать и сомневаться тут и вовсе нечего – перед нами шикарный релиз, в котором без труда можно отыскать отголоски всех упомянутых в данном абзаце групп, но свести его ни к одной из них при всём желании не получится. “Меньше слов, больше атмосферы” – решил сам для себя Пикман и записал альбом, который наверняка убедит даже самых закоренелых скептиков в том, что блэк и фьюнерал-дум способны быть почти настолько же прекрасными, как холод, забвение, покой и вечная тишина самодостаточной и лишённой человеческих интервенций природы. Чистая красота и такая же чистая печаль.
Сообщество проекта ВКонтакте:
https://vk.com/somnolencesband