14-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Вот уже два года прошло с момента выхода дебютного полноформатника этой интересной прог-гранжевой капеллы, которая добавляет в материал, навеянный творчеством Soundgarden и Corrosion Of Conformity, виолончель и исполняет очень живые, яркие и меланхоличные пьесы с оттенком осенней ностальгии. За это время в лагере музыкантов произошли серьёзные кадровые перестановки, и в коллектив влился новый рекрут в лице Павла Ершова (гитара), однако музыкальная концепция кардинальных перемен не претерпела, и на своём свежайшем EP авторы всё так же грустны, созерцательны и флегматичны, а их тексты ничуть не менее откровенны, а, напротив, в точности как и раньше предельно личностны и глубоки словно холодные финские озёра. Правда совсем без перемен всё-таки не обошлось, и стихи вместе с вокалом и влекомыми за ними смыслами и образами как будто несколько отошли на второй план, а половина актуального релиза, в отличие от дебютной работы, имеет лирику на языке Байрона и Шекспира.
А вот и ещё один важный чейндж-нюанс: если два года назад во времена альбома “Мир В Глазах“ от музыки Alma Mira порой веяло безысходностью и депрессией, то теперь упадка и безнадёжности в их произведениях особо не ощущается, а на их место пришли более светлые, лёгкие и разреженные эмоции. “Как белка в колесе” – как часто современный человек характеризует свою жизнь в подобных выражениях, и как редко мы на самом деле находим время для того чтобы просто остановиться и посмотреть на закат или полюбоваться красивой цветочной поляной, как это делал паровозик из всем нам знакомого с детства мультфильма, утверждавший, что если иной раз не радовать себя даже в ущерб графикам и дэдлайнам, то можно пропустить не что-нибудь, а саму жизнь. Вот и Alma Mira сейчас многозначительно и по-философски взирают на стремительно несущихся куда-то мужчину и женщину, заключённых как белочки-хомячки в вечно спешащее и никуда не успевающее колесо Сансары, а сами торопиться никуда не намерены, а с чувством, с толком и с расстановкой приготовились транслировать нам свои новые песни.
И таких новых песен на новейшем мини-альбоме четыре, а в качестве бонуса для самых интересующихся предлагаются две ремиксово-альтернативных версии свежих пьес. Расслабленные гитары, техничные барабаны, тревожный дисторшн, прозрачный проговый саунд и мечтательно-отстранённый, словно зовущий куда-то, но при этом не теряющий своей апатичной невовлечённости вокал – музыка Alma Mira намного более напоминает столь желанную и вожделенную для буддистов нирвану, чем одна очень известная группа из Сиэтла. Пожалуй, узнаваемые нотки Курта Кобейна в голосе вокалиста это то, что наиболее роднит коллектив с гранжем как таковым и именитой Нирваной в частности, в плане же музыки и музыкальности как таковой нынешние Alma Mira теперь подобрались ещё ближе к прог-вариации современного атмосферного рока, который в их интерпретации выглядит теперь ещё более артовым и художественным, чем два года назад, а диссонансов и рваных гранжевых атональностей с их неминуемой растерянностью и рассредоточенностью ныне практически не наблюдается.
Виолончель очень здорово вписывается в общий саунд состава, и особенно уместно выглядит это в титульной вещи и в русскоязычном треке “Долгие Дни”, в которых в этих самых виолончельных фрагментах то и дело даже проскакивает что-то почти этно-фолковое или даже неоклассическое. Даже в более простых, грувовых и качающих фрагментах этих вещей композиции всё-таки не кажутся простыми или предсказуемыми, и отправлять благодарственные шоколадки и ящики с Хольстеном за это стоит человеку, отвечающему за звуки виолончели. А финальная “Исцели меня” просто прекрасна. Это степенная осенняя баллада с какой-то очень европейской, интеллигентной и почти кантри-н-вестерновой размеренностью и эмоционально-погодными инструментальными зарисовками. Кажется, что такую музыку придумывали и записывали где-нибудь в Лондоне или в крошечной, богом забытой американской деревушке, а флегматичная неторопливость удивительным образом сочетается у группы с типично гранжевой нервозностью и таким же типичным для данного жанра напором.
Звук у Alma Mira мощный и полифоничный, а инструментальные каскады сменяют друг друга и переходят один в другой словно волны на морском побережье, где вот-вот разразится нешуточный шторм. Под такую музыку хорошо сидеть на старом маяке, похрустывая снэками с пивом, пока снаружи свирепствует непогода; хорошо предаваться размышлениям о вечном и запредельном в праздничные дни, когда все нормальные люди растворяются в безудержности веселья и разного рода излишеств и ты точно никому не понадобишься в ближайшие 48 или даже более часов. Кстати, если увидев в скобочках после названий альтернативных версий слово “mix” вы заподозрили неладное в духе электронно-танцевальных переработок, то спешу вас успокоить – в данном случае имеется ввиду всего лишь немного другой подход к аранжировке и не более того, а значит, что шесть треков можно беспрепятственно ставить на бесконечный repeat, всовывать наушники куда полагается и со спокойной совестью отправляться в иные измерения ваших воспоминаний и мыслей.
Очень интересно и вообще выгодно воспринимается лингвистическая всеядность команды, а я так и не определился с тем, на каком языке мне слушать их песни приятнее и интереснее. Свои преимущества есть как у англоязычной, так и русскоязычной версии, а тексты и в первом, и во втором варианте действительно весьма неглупы и аутентично сочетаются с музыкальной составляющей. Уже во времена их дебютной работы я оценил основательность и буддистскую отвлечённость Alma Mira, попутно проведя параллели к Mostly Autumn и The Wishing Tree, а сейчас создатели и авторы “The Hamster Wheel” меня просто очаровали. Не могу сказать, что я в восторге от ревущих нирваноподобных порывов в “1000 Times” или от отсылок-аллюзий к Курту Кобейну в вокале, но это исключительно дело вкуса, и общее впечатление данные моменты нисколько не портят. А в остальном – перед нами очень и очень хороший, крепкий и солидный EP, сделанный очень грамотно, интеллигентно и вообще по-взрослому. Если всё пойдёт по тому же сценарию, то мне не останется ничего другого, как ставить их следующему диску высший балл.
* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год