ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Цама Юдж "Идёт волна"

12-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ЦАМА ЮДЖ
Релиз
“ИДЁТ ВОЛНА” (EP)
Год
2020
Стиль
Post punk / alternative / indie
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Экспериментаторы-альтернативщики из группы Цама Юдж снова возвращаются в строй и на этот раз после дебютного полноформатника, который, по сути, представлял собой сборник синглов, EP 2018 года и недавнего сингла, решили в очередной раз попробовать себя в формате EP. Пять совершенно новых треков, своевременное название пластинки (сколько раз вы за последнее время слышали, что в разгаре вторая волна коронавируса, а весной грядёт третья?), страшноватая обложка с какой-то демонической маской – всё указывает на то, что участники коллектива решили сыграть на царящих в обществе тревожных настроениях и поспешили тоже занять свои почётные места на этом поезде хайпа, чтобы с ветерком прокатиться на нём и лишний раз заявить о себе.

Вряд ли стоило ждать взросления и каких-то глобальных изменений от тех людей, что так однозначно заявили о своём нежелании расставаться со своими вечными 21, но они всё-таки меняются. Психоделические мотивы времён “Последнего” углубляются и разрастаются, а грусти и философских размышлений становится всё больше, да и атмосфера их треков как будто тяжелеет, всё явственнее намекая на примеси свинца и грозовых туч в своём составе. Всё дальше от традиционной альтернативы, всё ближе к разреженной стратосферной психоделии – участники коллектива точно уверенны в том, что быть молодым в XXI веке – значит быть депрессивным, склонным к рефлексии и к выходу в астрал смыслов и чистых идей.

Я не случайно упомянул выше про свинцовую тяжесть и грозовой настрой – “Идёт Волна” обладает почти физической плотностью и по сравнению с ранними произведениями коллектива кажется раз в пять если не в десять мрачнее и тяжелее. Никакой альтернативной беззаботности, никакой радости и легкомысленных рифм – от рецензируемого EP веет тоской ранних Joy Division, и такая параллель это, пожалуй, самое тревожное и пугающее, что есть в данном релизе. Альбом бьёт прямо по подсознанию, игнорируя все социальные и логические связи, и в такой шаманской, почти ритуальной окраске данного EP как раз и заключается его основная сила и квинтэссенция притягательности. Можно ли назвать это хайпом и самопиаром? Очень маловероятно, тут другое.

Предельно грустный и психоделический вариант классического Кино в исполнении Цама Юдж не лишён нежности, романтичности, мелодичности и даже элегантной обходительности, но это всё равно Joy Division и всё равно всё тот же принципиальный лоу-фай, на который участники группы делали ставку с самого начала своей совместной деятельности. Музыкальные абстракции, сеанс гипноза, апофеоз вырвавшегося на волю хаоса – всё это про актуальный EP, и всё это про настрой новейшей работы этих меланхоличных питерских пост-рокеров. Не стану утверждать, что они повзрослели, но “Идёт волна” однозначно демонстрирует прогресс и развитие, даже если у такого развития отрицательный вектор, а реки в музыке Цама Юдж движутся вспять.

Музыкальный регресс под видом аудио-медитации, манифест апатии и эмоционального декаданса. На альбоме немало интересных музыкальных решений (чего стоят хотя бы тёплые винтажные клавишные в “Я и ты”), но в целом это не столько музыка и не столько песни, сколько чистые куски настроения, принявшие вид аудио-скетчей и случайным образом скомпонованные воедино на рецензируемый мини-альбом. Даже по сравнению с синглом “Последний”, который вышел всего полгода назад, “Идёт волна” кажется чем-то совершенно новым и непривычным. У Цама Юдж почти не осталось традиционного рока и драйва, а на их место пришли апатия, атмосфера, медитация и созерцание. На удивление очень взрослый по настроению и стоический релиз.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N8 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz