ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы Scarlet Phantom "Anathema"

14-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
SCARLET PHANTOM
Релиз
“ANATHEMA” (EP)
Год
2020
Стиль
Death metal / deathcore / math metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Алый Призрак – это не новая компьютерная игра и не туманная отсылка к классике Александра Грина, это ходячий (а также прыгающий, рычащий и дико слэмящий) металлический эксперимент из Питера. Сами авторы свято убеждены, что на своём втором EP они играют дэт-метал, но даже если это и так, то искать в их музыке аналогии к Suffocation, Asphyx, Death и Morbid Angel всё равно бессмысленно. Scarlet Phantom – это не музыка отвлечённых теоретизирований и не саундтрек для злобных ночных бдений в компании с философским словарём – прежде всего, это качёвый и грувовый jumping death metal, который в первую очередь ценит качество, техничность и активный образ жизни, а попутно не прочь закрутить долгое заливистое соло или плеснуть в общий чан какой-нибудь восточной, пряно-ритуальной этникой.

Вряд ли вам захочется раскладывать в лесу пентаграмму или перечитывать Майринка под такую музыку, а вот прыжки на скейте, занятия в тренажёрном зале и утренние пробежки с таким звуковым сопровождением будут очень даже уместны и адекватны. Если Haze Of Summer придумали хипстер-блэк, то Scarlet Phantom это хипстер-дэт – мощный, агрессивный, жизнеутверждающий и изо всех сил цепляющийся ногтями и клыками за жизнь во всех её красках, нюансах и проявлениях. Если много родственного у Scarlet Phantom с группами типа Move The Moon, Wanyk и Daydream Flights, а их свобода и ярость напоминают скорее грув-метал и хардкор, чем классический пышущий ядом и тьмой смертельный метал, однако во всём этом есть одно важное и необходимое уточнение: Scarlet Phantom прогрессивны и академичны. Ака-джем-ичны.

Даже преобладающая ритмика и риффовая составляющая на рецензируемом альбоме далеко не само собой разумеющиеся для дэта или, по крайней мере, не само собой разумеющиеся для дэта ортодоксального и традиционного. Сложные структуры треков, неожиданные переходы, мечтательные соло, эмоциональное цунами неконтролируемых настроенческих всплесков и напротив идеально выверенная и доведённая до филигранной и геометрической безупречности гитарная техника составляют своеобразие этой группы, которая может понравиться как угрюмым фанатам Hieronymus Bosch, так и весёлым тусовщикам, предпочитающим Job For A Cowboy. Если вы уже слышали их дебютный EP “Singleness”, то наверняка знаете, чего от них ждать, ну а если нет – you’re welcome в пятитрековый ад звуковых экзекуций их актуального диска.

С сочного, как будто досыта напитавшегося вкусными жирными котлетами гроула стартует открывающая альбом “Lonely God”, ритм здесь по большей части медленный, атмосферы просто тонны и центнеры, а меланхоличные инструментальные зарисовки нагнетают угрюмую и довольно безрадостную картину, чему ещё немало способствуют отчаянные скримовые вопли и никак не желающие ускоряться гитары. В таком же ритме похоронного марша стартует и “Posthuman”, но очень быстро берётся за ум и начинает зверски колбаситься и массированно ездить по ушам слушателей танковыми гусеницами своих железобетонных риффов, не забывая, впрочем, и про чистоголосо-апатичные вставки, которые хоть и кажутся порой искусственно прикрученными к музыке Scarlet Phantom, но смотрятся все равно эффектно и интересно.

Обилие изломанных ритмов вкупе то с дискотечными, то с почти грайндовыми ходами отличает “Unholy”, во второй части которой нас ждёт впечатляющий арктический ужас пространного среднетемпового фрагмента. “Apotheosis Of War” ближе всего подбирается к традиционному воинственно-утробному дэту, однако саунд, аранжировки и соло-гитары здесь всё-таки дают понять, что перед нами не Pungent Stench и не Loudblast, а что-то более современное и более свободолюбивое в плане используемых в своём вареве ингредиентов. “Stone Hearts” объёмна и качающа, а к почти постоянному аларму изо всех сил бьющих тревогу соло-гитар начинаешь привыкать и уже практически воспринимаешь этот постоянно мигающий и фонящий музыкальный “warning” как специфическую цвето-звуко-подтанцовку.

Несмотря на обилие чисто дэтовых и вообще довольно брутальных штучек, у меня творчество Scarlet Phantom оставило ощущение чуть утяжелённой и приправленной экстримом версии Five Finger Death Punch, которую авторы каким-то странным и неведомым образом скрестили с прог-дэтом и лиходейскими джентовыми фишками. Модные хипстерские штучки, стильные очки, одежда с иголочки и дизайнерские бородки просто идеально должны сочетаться с музыкой, представленной на “Anathema”, и я удивляюсь, как это ещё музыканты этого питерского состава сами не прониклись соответствующей эстетикой и не захотели нарулить себе подобный имиджевый глянец, хотя, вероятно, со временем тектонические плиты их визуальной составляющей всё-таки сдвинутся в данном направлении и перестанут разочаровывать мои ассоциации и ожидания.

По сравнению с “Singleness” нынешний диск стал более разнообразным и слушабельным, более продуманным и непредсказуемым. Перед нами всё те же Scarlet Phantom, но теперь они играют мягче, объёмнее и в то же время злее и тяжелее. Гармония, правильный звук и идеальный баланс в данном случае не просто важны, а архи-важны, и набор композиций с “Anathema” об этом однозначно и убедительно свидетельствует. Если звучание их дебютного миника довольно часто ассоциировалось у меня с ушной болью, то ныне подобные параллели практически бесследно испарились, а внимать северянам стало интереснее и приятнее. Никаких резких и раздражающих саунд-нечистот, минимум нойз-экспрессии и максимум адекватных и грамотных нотных сочетаний поистине творят чудеса – питерцы допрогрессировались до твёрдых 4 из 5 и останавливаться на этом явно не намерены. За три года активности очень неплохой прогресс.