ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом группы StaVroS "Сказки барона Субботы"

15-02-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
STAVROS
Релиз
“СКАЗКИ БАРОНА СУББОТЫ” (EP)
Год
2020
Стиль
Art rock / dramatic metal / avant-garde metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

В первый раз об этой группе я услышал в совершенно удивительном и на первый взгляд неподобающем для этого месте – на страницах журнала OR. Так уж повелось, что фанзин Юрия Хмелёва прочно застолбил за собой в глазах читателей репутацию издания честного, но не слишком изящного, а от материалов OR ждёшь, как правило, чего-то в духе групп a la Схоластика и Путь Солнца, либо сомнительных коллективов наподобие Witchcraft, но никак не красоту, не высокое благородство и не экспериментальность вроде тех, что с таким жаром и огнём представили на своём актуальном пятитрековом EP московские арт-рокеры из StaVroS.

Мне понравилось, как вдумчиво, глубокомысленно, искренне и в то же время безо всякого снобизма и пафоса отвечали в том интервью на вопросы Юрия участники StaVroS, а затейливое название их EP практически не оставило мне шансов чтобы пройти мимо данной работы и не обратить на неё внимания. “Сказки барона Субботы” – читаешь название диска, и сразу же становится понятно, что на альбоме всё будет очень сказочно, волшебно, фэнтезийно, в некоторой степени театрально и местами гротескно, а временами, возможно даже страшно, но, впрочем, не настолько, чтобы ввергнуть вас в панику или испортить настроение.

Так уж повелось, что любители сказок и авторов вроде Толкиена и Роулинг по совместительству невероятно котируют пьесы и постановки, ролевые игры и вообще театр с театральностью, а их творчество в финальном итоге почти непременно отдаёт некоторой постановочностью вроде киплинговских сказок Пака (помните сценки, которые там ставили герои?). Картонный очаг, бутафорский меч, изящные обороты в речах – всё так по-детски и даже наивно, но в какой-то момент вдруг ловишь себя на мысли, что глаза назгулов светятся как-то слишком злобно и жестоко, а холодная сталь доспехов очень уж сильно давит на плечи и кажется слишком реальной.

“Мы рождены, чтоб сказку сделать былью” – торжественно провозглашали бравые строители коммунизма, а группы вроде StaVroS без лишнего пафоса и громких слов день за днём занимаются именно этим и, что интереснее всего, достигают порой намного больших успехов в своём нелёгком и благородном деле. Не просто музыка, а стиль жизни, особое отношение к реальности и желание эту самую реальность творчески преобразить и раскрасить – StaVroS это герои как раз из тех, что не удовлетворяются написанием песен и их исполнением, а всерьёз намерены своим творчеством показать всем, что магия и повседневная реальность это синонимы.

Не группа, а почти культ, клан или тайное общество эпатажных драматургов вроде Розенкранца и Гильденстерна. Я давно записал в список своих безусловно любимых групп Diablo Swing Orchestra и Stolen Babies, и каков же был мой восторг, когда я услышал нечто очень подобное, но на русском и с учётом всех славных традиций Жанны Агузаровой и групп a la Башня Rowan. Конечно, в плане профессионализма и аккуратности исполнения StaVroS заметно проигрывают своим западным отражениям и старшим собратьям из нашего с вами отечества, но их техничность (послушайте хотя бы стремительные проигрыши-импровизации в “Чёрном буги”) и креативность впечатляют.

Пишем и читаем “креативность”, подразумеваем “находчивость”, “смелость” и “безоглядность”. Помнится, на их первой EP-работе “Ты не вечен” немелко проявлялись даже влияния неоклассики и неоклассического пауэр-металла, ну а сейчас они чуть подкорректировали свои габаритные симпатии и решили поиграть в софт-хоррор-барокко с изящной оторочкой винтажного бурлеска. И даже нарочито грязный и какой-то небрежный звук совершенно не воспринимается как недостаток, а наоборот, кажется особой фишкой, которая помогает передать специфику атмосферы крошечной забегаловки где-нибудь на задворках времени и пространства.

Да, в последнее время в сторону подобных музыкальных экспериментов и таких же безудержных джазовых импровизаций с большим интересом посматривают Блуждающие Огни, Felidae, Марко Поло и The Blue Stocking, но StaVroS не просто примкнули к общему тренду, а расширили его и развили. Отказавшись от стремительных мальмстеновских соло-гитар с их хэви-метал-радикальностью, они, кажется, твёрдо решили создать для себя и своих слушателей аудио-приют сказочного комфорта и джазовой расслабленности (ну а что, в мире музыкальных новинок тоже должен быть свой аналог дому странных детей мисс Перегрин для любителей стерео-редкостей).

Взяв за основу ранние эксперименты первых отечественных рок-групп вроде Акваруима, Пикника, Наутилуса Помпилиуса и Апрельского Марша, классический рок-н-ролл с сильным влиянием джаза и блюза и добавив к ним свой отличный вкус в литературе, этике и эстетике, музыканты StaVroS нарулили на своём втором мини-альбоме настоящий калейдоскоп стиля, вкуса, аристократизма, романтики, волшебства, бурлеска и удивительного творческого озорства. Пусть звучит эта арт-солянка порой на уровне всё тех же советских рок-первопроходцев раннего периода, основный месседж и удивительное настроение StaVroS это ничуть не портит.

Не случайно тембр голоса вокалистки StaVroS Наталии Ногиной сравнивают с Жанной Агузаровой – эта сумасшедшая пронзительность и звенящая театральность мало кому в принципе подвластны из современных рок-певиц, но Наталия без проблем справляется с такими резкими и форсированными партиями. Бодрые рок-н-роллы, фолковая баллада про призрака, что пляшет в грозу, задорные джазовые экспромты, кабаре нуар “Чёрного буги” с удивительными отсылками к Умке и ядерный арт-рок запросто сочетаются у этих музыкантов, и сочетание получается просто головокружительным.

Единственный недостаток группы на данный момент – это недостаток необходимого опыта, из-за чего их композиции всё ещё кажутся слишком хаотичными и перегруженными идеями. Чувствуется, что авторы буквально фонтанируют разными задумками и интересными находками, но эффектно и выгодно подать их у них далеко не всегда получается на высоком и адекватном уровне. Нюансы звучания, записи и сведения, конечно, тоже вносят порой свои не самые приятные коррективы, но как первое, так и второе легко исправится естественным способом, а пока что на их релизах правит бал мисс Искренность, а помогает ей фрау Хулиганство.

Перейдя от песенных интерпретаций Стивена Кинга (“Кристина”) и “Сайлент Хилла” к наследию Клайва Баркера, сегодняшние StaVroS хоть и меняются, но в то же время свято блюдут собственные традиции. Намёков на романтичный, слегка отстранённый пауэр-метал в духе Nivaira, которые то и дело проклёвывались на их дебютном EP, теперь действительно уже совсем не осталось, но джаз, блюз, рок-н-ролл и рельефные джазовые басы им идут даже больше. Очень многообещающий коллектив, на который обязательно стоит обратить внимание, и настоящая отдушина для всех искателей необычных музыкальных впечатлений и редких аудио-артефактов.