14-02-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Писать рецензии на альбомы Astarium одно удовольствие - сколько ни поливай их грязью и ни критикуй, они всё равно не станут ничуть хуже. Можно не любить и не понимать этот новосибирский проект, можно ничего не знать о его истории и дискографии, можно не общаться с СиНом и думать, что раз это симфо-блэк, значит, там, конечно же, будет звучать симфонический оркестр (кстати, реально интересно было бы послушать Astarium с настоящим симфоническим оркестром, вы не думали об этом?) и в итоге написать полную чушь (как я чаще всего и делаю, когда пишу про Astarium, между прочим), но он всё равно не станет от этого менее крутым и классным, даже наоборот. Как говорится, чем ночь черней, тем ярче звёзды…. И, кстати, сейчас у нас на повестке дня свежий EP Astarium, который сам создатель этого симфоблэкового планетария называет “проклятым”.
Я знаю о про́клятых поэтах, про́клятых нациях, но сдаётся мне, предводитель Astarium ставит в этом слове ударение на другой слог, и его прокля́тый EP получил такую характеристику просто потому что, независимо от воли и намерений автора, оказался трудным и надоевшим. И сам СиН подтверждает мою догадку, рассказывая, что целая куча лейблов упорно динамила его с “Red Rose”, и никто не хотел выпускать этот мини-альбом, пока, наконец, за дело ни взялись американские подпольщики из Moonworshipper. И я вам признаюсь по секрету, мне совсем не сложно понять тех, кто динамил и игнорировал этот релиз. EP действительно очень странный. Странная обложка, странное название, странные закорючки вместо фирменного логотипа Astarium, странные названия треков. Зачем такое готовить к изданию и выпускать, мне совершенно непонятно, но имея давнюю симпатию к творениям этого новосибирского экспериментатора-одиночки, я, конечно же, загружаю кассету в деку, закрываю глаза и откидываюсь в кресло в предвкушении звёздных восторгов и планетарного эстетического экстаза.
На редкость скрипучие и нестройные гитары, богомерзкий каркающий скрим СиНа, мелодичные, но какие-то как будто разлаженные и рассогласованные симфонизмы - когда я впервые услышал подобную музыку на рубеже веков, то сначала был удивлён, потом возмущён, а потом и вовсе раздосадован. Мне нравился блэк, нравился симфо-метал, но группы вроде Abigor и Judas Iscariot я не понимал очень долго и всё не мог взять в толк, как такое можно слушать и за что такое в принципе можно любить.
Собственно, не понимаю я этого и сейчас. Разница лишь в том, что раньше меня такое раздражало и приводило в уныние, а сейчас стало цеплять. По крайней мере, то, как всё это проделывает СиН под эгидой своего Astarium, у меня оставляет всегда крайне положительные и воодушевляющие впечатления, а такая музыкальная шарманка в стиле ретро-симфо-блэк кажется приятным и мистическим артефактом. Пожалуй, я бы даже ввёл особый подстиль для ностальжи-блэка - “шарманка-блэк” - и провозгласил бы Astarium его изобретателем и типичным представителем. Закольцованные, как будто картонные мелодии, ядовитый скрип вокала, невпопад фонящие гитары и крошащееся вокруг всего этого ощущение воинствующего анахронизма характеризует в той или в иной степени практически все релизы Astarium, но “Red Rose” отличается всеми перечисленными характеристиками в каких-то совершенно запредельных и безумных концентрациях.
И вновь возвращаясь к тому, что происходило на исходе 90-х-в начале нулевых и к самому себе той эпохи, я вспоминаю, как недоумевал тогда по поводу всеядности А.Н.Болдова и по поводу его слова “артист” в адрес каких-нибудь радикальных блэк-метал-узурпаторов, а сейчас я могу с чистой совестью и с полным на то основанием назвать словом “артист” СиНа, и это не будет иронией или пренебрежительным эвфемизмом. Этот человек делает очень специфическую музыку, далеко не всегда ему удаётся быть на высоте и записывать бесспорные шедевры, порой он сам этого не скрывает и к этому не стремится, выпуская репетиционные демки и вот такие вот нескладные EP, но артистизм в том, что он делает, присутствует абсолютно всегда и в очень впечатляющих концентрациях.
Такой вдохновенный олдскульный симфо-блэк, как представлен на “Red Rose”, в каком-то смысле даже не хуже признанных мировых грандов вроде Limbonic Art, а по степени вдохновения и концентрации стоит с ними на одном уровне. Мелодии здесь размашисты и угловаты, помпезность кажется наивной и игрушечной, сочетание разных элементов воспринимается как откровенный гротеск, но всё вместе это всё равно работает и вызывает ощущение, что ты нашёл на пыльном чердаке музыкальную шкатулку из позапрошлого века, открыл её, не надеясь даже на то, что она в принципе может ещё функционировать, а теперь не можешь закрыть рот от удивления и восторга.
Я так и не понял, в чём замысел этого EP, почему он так называется, имеет ли это какое-то отношение к Англии (красная роза - символ этой страны), что за странные художества на обложке, почему его выход был так важен и почему никто из лейблов так упорно не хотел его выпускать, но прослушал его с большим удовольствием. Всего семь коротеньких треков, среди которых два варианта титульной вещи, всё это кажется ужасным мизером и заканчивается невероятно быстро, но даже в этом есть что-то особенное.
Нужно добавить, что к самой кассете и к её изданию у меня нет совершенно никаких претензий. Всё выполнено очень качественно, яркий красный корпус оставляет ощущение солидной добротности, футляр-коробочка тоже не отстаёт, а полиграфия и качество звука привычно зиждятся на великолепном и супремативном уровне. Мне было приятно получить эту плёнку и значки с логотипом лейбла, приятно было слушать этот тёплый аналоговый звук и подбегать к музыкальному центру каждые десять минут, чтобы перевернуть тейп, и в том, что эти треки не так-то просто (если вообще возможно) отыскать в сети, тоже есть определённый смысл: слушать такое нужно на физических носителях, и в данном случае именно на кассете. Если вы выкинули в лохматом году свой музыкальный центр, а теперь слушаете музыку только в цифре, можете смело проходить мимо - проникнуться этим очарованием и прожить вместе с СиНом эту ночь в склепе, выстланном красными розами, вы точно не сможете. Впечатления из серии “кустарно и крафтово, но незабываемо и прекрасно”. Или нет, лучше так: “кустарно и крафтово и именно поэтому незабываемо и прекрасно”.