ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на мини-альбом проекта Astarium "Red Rose"

14-02-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ASTARIUM
Релиз
“RED ROSE” (EP)
Год
2021
Стиль
Symphonic black metal
Лейбл
MOONWORSHIPPER RECORDS
Страна, город
Россия, Новосибирск

Писать рецензии на альбомы Astarium одно удовольствие - сколько ни поливай их грязью и ни критикуй, они всё равно не станут ничуть хуже. Можно не любить и не понимать этот новосибирский проект, можно ничего не знать о его истории и дискографии, можно не общаться с СиНом и думать, что раз это симфо-блэк, значит, там, конечно же, будет звучать симфонический оркестр (кстати, реально интересно было бы послушать Astarium с настоящим симфоническим оркестром, вы не думали об этом?) и в итоге написать полную чушь (как я чаще всего и делаю, когда пишу про Astarium, между прочим), но он всё равно не станет от этого менее крутым и классным, даже наоборот. Как говорится, чем ночь черней, тем ярче звёзды…. И, кстати, сейчас у нас на повестке дня свежий EP Astarium, который сам создатель этого симфоблэкового планетария называет “проклятым”.

Я знаю о про́клятых поэтах, про́клятых нациях, но сдаётся мне, предводитель Astarium ставит в этом слове ударение на другой слог, и его прокля́тый EP получил такую характеристику просто потому что, независимо от воли и намерений автора, оказался трудным и надоевшим. И сам СиН подтверждает мою догадку, рассказывая, что целая куча лейблов упорно динамила его с “Red Rose”, и никто не хотел выпускать этот мини-альбом, пока, наконец, за дело ни взялись американские подпольщики из Moonworshipper. И я вам признаюсь по секрету, мне совсем не сложно понять тех, кто динамил и игнорировал этот релиз. EP действительно очень странный. Странная обложка, странное название, странные закорючки вместо фирменного логотипа Astarium, странные названия треков. Зачем такое готовить к изданию и выпускать, мне совершенно непонятно, но имея давнюю симпатию к творениям этого новосибирского экспериментатора-одиночки, я, конечно же, загружаю кассету в деку, закрываю глаза и откидываюсь в кресло в предвкушении звёздных восторгов и планетарного эстетического экстаза.

На редкость скрипучие и нестройные гитары, богомерзкий каркающий скрим СиНа, мелодичные, но какие-то как будто разлаженные и рассогласованные симфонизмы - когда я впервые услышал подобную музыку на рубеже веков, то сначала был удивлён, потом возмущён, а потом и вовсе раздосадован. Мне нравился блэк, нравился симфо-метал, но группы вроде Abigor и Judas Iscariot я не понимал очень долго и всё не мог взять в толк, как такое можно слушать и за что такое в принципе можно любить.

Собственно, не понимаю я этого и сейчас. Разница лишь в том, что раньше меня такое раздражало и приводило в уныние, а сейчас стало цеплять. По крайней мере, то, как всё это проделывает СиН под эгидой своего Astarium, у меня оставляет всегда крайне положительные и воодушевляющие впечатления, а такая музыкальная шарманка в стиле ретро-симфо-блэк кажется приятным и мистическим артефактом. Пожалуй, я бы даже ввёл особый подстиль для ностальжи-блэка - “шарманка-блэк” - и провозгласил бы Astarium его изобретателем и типичным представителем. Закольцованные, как будто картонные мелодии, ядовитый скрип вокала, невпопад фонящие гитары и крошащееся вокруг всего этого ощущение воинствующего анахронизма характеризует в той или в иной степени практически все релизы Astarium, но “Red Rose” отличается всеми перечисленными характеристиками в каких-то совершенно запредельных и безумных концентрациях.

И вновь возвращаясь к тому, что происходило на исходе 90-х-в начале нулевых и к самому себе той эпохи, я вспоминаю, как недоумевал тогда по поводу всеядности А.Н.Болдова и по поводу его слова “артист” в адрес каких-нибудь радикальных блэк-метал-узурпаторов, а сейчас я могу с чистой совестью и с полным на то основанием назвать словом “артист” СиНа, и это не будет иронией или пренебрежительным эвфемизмом. Этот человек делает очень специфическую музыку, далеко не всегда ему удаётся быть на высоте и записывать бесспорные шедевры, порой он сам этого не скрывает и к этому не стремится, выпуская репетиционные демки и вот такие вот нескладные EP, но артистизм в том, что он делает, присутствует абсолютно всегда и в очень впечатляющих концентрациях.

Такой вдохновенный олдскульный симфо-блэк, как представлен на “Red Rose”, в каком-то смысле даже не хуже признанных мировых грандов вроде Limbonic Art, а по степени вдохновения и концентрации стоит с ними на одном уровне. Мелодии здесь размашисты и угловаты, помпезность кажется наивной и игрушечной, сочетание разных элементов воспринимается как откровенный гротеск, но всё вместе это всё равно работает и вызывает ощущение, что ты нашёл на пыльном чердаке музыкальную шкатулку из позапрошлого века, открыл её, не надеясь даже на то, что она в принципе может ещё функционировать, а теперь не можешь закрыть рот от удивления и восторга.

Я так и не понял, в чём замысел этого EP, почему он так называется, имеет ли это какое-то отношение к Англии (красная роза - символ этой страны), что за странные художества на обложке, почему его выход был так важен и почему никто из лейблов так упорно не хотел его выпускать, но прослушал его с большим удовольствием. Всего семь коротеньких треков, среди которых два варианта титульной вещи, всё это кажется ужасным мизером и заканчивается невероятно быстро, но даже в этом есть что-то особенное.

Нужно добавить, что к самой кассете и к её изданию у меня нет совершенно никаких претензий. Всё выполнено очень качественно, яркий красный корпус оставляет ощущение солидной добротности, футляр-коробочка тоже не отстаёт, а полиграфия и качество звука привычно зиждятся на великолепном и супремативном уровне. Мне было приятно получить эту плёнку и значки с логотипом лейбла, приятно было слушать этот тёплый аналоговый звук и подбегать к музыкальному центру каждые десять минут, чтобы перевернуть тейп, и в том, что эти треки не так-то просто (если вообще возможно) отыскать в сети, тоже есть определённый смысл: слушать такое нужно на физических носителях, и в данном случае именно на кассете. Если вы выкинули в лохматом году свой музыкальный центр, а теперь слушаете музыку только в цифре, можете смело проходить мимо - проникнуться этим очарованием и прожить вместе с СиНом эту ночь в склепе, выстланном красными розами, вы точно не сможете. Впечатления из серии “кустарно и крафтово, но незабываемо и прекрасно”. Или нет, лучше так: “кустарно и крафтово и именно поэтому незабываемо и прекрасно”.