ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл Alexander Butov и Владимира Ефимова "Трам-пам-пам и Путин"

24-04-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ALEXANDER BUTOV / ВЛАДИМИР ЕФИМОВ
Релиз
“ТРАМ-ПАМ-ПАМ И ПУТИН” (Single)
Год
2020
Стиль
Шансон, авторская песня
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва; США, Нью-Йорк

Меня немного раскритиковали в последнее время за гиперсерьёзные рецензии и активно эксплуатируемую в недавних публикациях тему коронавируса, поэтому сейчас настало время небольшого журналистского эксперимента и некоторого нововведения. Я давно и многократно говорил, что нашей ASTARTA подвластно всё, что поистине прекрасная музыка не знает границ и ограничений, а помимо тяжёлых жанров, фолка, эмбиента, альтернативы, экспериментальной электроники и иже с ними, мы готовы с удовольствием писать в том числе о джазе, блюзе или даже хоть о шансоне. Если вы подумали, что это шутка или преувеличение, сейчас вам предстоит убедиться в том, что мы готовы отвечать за свои слова и не прочь подкрепить теорию практикой.

И речь сейчас действительно пойдёт именно о шансоне. И не о каком-нибудь французском варианте данного направления вроде того, что пропагандируют Патрисия Каас с Ванессой Паради и не о канадских шансонье вроде Аланис Морисетт, да и не о канадском еврее Леонарде Коэне, а о самом настоящем, исконно русском и родном шансоне в стиле тех исполнителей и музыкантов, которые поют для нас с вами из ТВ-ящика в программах наподобие “Трёх Аккордов”. Есть определённая категория меломанов, которая величает данный жанр не иначе как “хорошему человеку плохо в такси”, однако автор этих строк давно и с большим интересом присматривается к творчеству некоторых шансонье и вот теперь, наконец, решил написать ревью на шансон-сингл.

Владимир Ефимов – старый рок-н-ролльщик, поэт-песенник, шоумен, сценарист и просто весёлый, общительный и тусовочный человек, который не так давно отпраздновал своё шестидесятилетие, давно перестал заморачиваться такими условными и относительными понятиями как “жанровые рамки” и просто делает то, что в радость ему самому, не обращая ни на кого внимания и не оборачиваясь на условность запретов и границ, будь то электроника, поп, авторская песня, бард-рок или что-то ещё. Видимо, именно таким вот образом Владимир и познакомился с американцем Александром Бутовым, проживающим в Нью-Йорке, а вылилось это, как и полагается, в шумный и застольный совместный сингл. В жанре “русского шансона”, конечно же.

Как говорит сам Владимир Ефимов, с Александром Бутовым он познакомился, когда две недели гостил в Нью-Йорке. Он замечает, что был поражён общим сходством и внешней похожестью себя и Александра, что отметили и все его знакомые, а также очень глубоко проникся бродвейским детским мюзиклом Бутова и его рок-оперой “Масада”, её размахом и профессионализмом, и в итоге братья-рок-н-ролльщики решили объединить свои усилия и сделать совместный музыкальный номер, который на удивление оказался не рок-оперой и не мюзиклом, да и вообще не имеет ничего общего с рок-музыкой и рок-сценой как таковыми, а представляет собой жёсткий, танцевальный и разухабистый кабаре-шансон, смешанный с авторской песней.

По своему настрою их совместная композиция представляет собой классический вариант “седина в бороду, бес в ребро”, а в плане инструментальном и музыкальном следует в русле традиций “Карабаса-Барабаса российской шансон-эстрады” Михаила Шуфутинского, которому мы обязаны бесплатными презентами ВКонтакте каждый год 3 сентября (кстати говоря, наш портал именно в этот день празднует свой День рождения, поэтому эту дату мы просто не в состоянии проигнорировать, как бы нам этого ни хотелось), с большим удовольствием и не единожды упоминая про водочку, “вискарь” и прочие шансон-радости, столь близкие и понятные человеку из наших экстремальных и вообще специфических российских широт.

Идея песни, как это ни странно, принадлежат как раз американцу Александру Бутову, а вот за стихи и музыку отвечает уже Владимир Ефимов, в то время как с гитарной работой помог россиянин Александр Кулаков, а свою дополнительную лепту в вокальную полифонию внёс американец Яков Ройтман. Вот так, очень весело и “на четверых” авторы, исполнители и вокалисты сообразили эту композицию, и результат вышел настолько “шансонным” и настолько доступным, насколько это вообще бывает. По сравнению с рецензируемым треком кое-какие вещи Михаила Круга кажутся интеллектуальным роком, а мелодии и ритмы здесь буквально сочатся характерным российским релаксом и специфическими алкогольными испарениями с привкусом еврейской мацы, на фоне которых так весело и беззаботно любят отдыхать наши дорогие сограждане.

Раз уж я упомянул в самом начале этой рецензии про “Три Аккорда”, то сейчас упомяну вновь и скажу, что рецензируемый трек сделан как будто специально для этой программы. Никаких философских глубин, тюремной философии и горькой печали, свойственных для отечественного шансона, здесь нет, а на первом, втором, третьем и прочих местах находятся застольный кураж, широта русской души и ядрёный антикризисный юмор. Слушать (и петь?) такое хорошо в бане и после бани под традиционную русскую закуску к не менее традиционным русским напиткам с обязательной отметкой в виде 40 градусов. Воспринимать и воспроизводить такое в трезвом и грустном настроении – почти преступление, да оно с подобным настроем, что говорится, и “не зайдёт”.

Как утверждает мой сосед дед Юра, после 40 градусов жить только начинается, даже если тебе уже 85 (ему именно столько), и хотя Владимиру Ефимову до этой возрастной отметки ещё далековато, он, судя по всему, придерживается в точности такой же жизненной философии и смотрит на вещи с большим позитивом и жизнелюбием даже в эпоху затяжных эпидемий, вынужденной самоизоляции, штрафов и прочих не самых приятных экзистенциальных реалий. Трек был выложен на просторы мировой паутины 5 апреля, видео появилось буквально вчера, и такой специфический саундтрек в самый разгар нерабочего апреля кажется мне вполне закономерным и даже предсказуемым. Талант не пропить, а уж позитив и радость жизни – тем более.

Музыканты дополнили песню очень душевным и поистине народным видеоклипом, который со всеми своими многочисленными разговорными вставками и весёлыми диалогами в режиме реального времени тянет почти что на мини-фильм. Как бы там ни было, а заценить и распробовать эту песню в первый раз лучше всего как раз в видео-варианте, ведь именно при таком раскладе вы сможете максимально проникнуться исторической и географической подоплёкой композиции и как следует рассмотреть все её нюансы, а также самостоятельно и воочию оценить внешнее сходство Владимира Ефимова и Александра Бутова. Это уже больше, чем песня и больше, чем просто шансон, это состояние души и почти юнговский архетип – авторы попали в самую точку и всё сделали на самом высшем уровне!

Работа над треком проходила в ABS World Production (Нью-Йорк) и в студии "Saundmaster" (Москва), что ещё более укрепило и усилило дружескую российско-американскую специфику композиции, которую так хотели подчеркнуть авторы, хотя я, признаюсь честно, особо не понял, что в треке как таковом конкретно американского. Насколько мне удалось понять замысел песни, повествует она исключительно о том, что есть универсальные и безусловно понятные каждому, живи он хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке, категории, и хороший отдых, правильная закуска и качественные напитки к ним относятся как раз в первую очередь. К чему и зачем там Трамп и Путин, спросите вы. А вероятно, для того чтобы подчеркнуть глобальность идеи. Ведь песня просто о дружбе и более ни о чём, однако дружба уже сама по себе есть величина глобальная, автономная и самозначимая.