ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Heltagati "The Call"

19-02-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
HELTAGATI
Релиз
“THE CALL” (Single)
Год
2021
Стиль
Shamanic metal / melodic death metal / dark metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Новосибирск

В последнее время всё чаще своим материалом меня радуют абсолютно неизвестные группы, которые появляются как будто из ниоткуда и представляют настолько сильный и оригинальный материал с такой свежей и вдохновенной подачей, что действительно впору удивляться и удивлённо вскидывать бровь. Московские певцы бессонной эльфийской меланхолии Insomnia Continuum, скрещивающие метал, джаз и свинг StaVroS и вот, наконец, Heltagati. Хотя по поводу последних, наверное, всё может быть и не столь очевидно.

Андеграундный примитив-викинг-дарк-блэк с элементами подвального дэт-металла и с использованием нетрадиционных для металла инструментов (шейкер, варган и тамбурин), и что в этом такого – вероятно, спросят многие, а некоторые, вполне возможно, даже сплюнут куда-нибудь в сторону по поводу звучания, сведения и вокальных дорожек “The Call”, но не спешите делать далеко идущие выводы, не разобравшись, кем, когда и зачем вбиты эти гвозди. Сегодняшние Heltagati – это all-women-вариация на тему смешения Hagalaz’ Runedance с Ajattara, Blackthorn, Astarte, Gallhammer и ранней Арконы, и в данном случае своя особая изюминка здесь очень даже есть.

Эпос, шаманство, камлания, бубны, седые предания старины глубокой, суровые северные летописи и такая же суровая местная магия – всё это нашло своё отражение в творчестве этого дуэта (или всё-таки трио?), и особенности звучания в данном случае это не показатель ограниченного бюджета записи и сведения (не только показатель ограниченного бюджета записи и сведения), но и важный идеологический нюанс, призванный сообщить творчеству этих сумеречных жриц свою долю аутентичности и первозданного природного очарования.

Как может звучать совместное творчество задумавших организовать полевой музыкальный коллектив шаманок, собравших для этой цели такой же походный и полевой набор инструментов? (а настоящие шаманы, как известно, богаты исключительно тем, что пожаловало им море, а море хоть и не имеет недостатка в щедротах, но всё-таки не может похвастаться слишком упёртым каталогом.) Только так, и никак иначе. В плане натуральности Heltagati нисколько не погрешили против истины и действительно представили всё в наиболее приближенном к реальности виде.

А ведь там ещё имеется и серьёзная концептуальная подоплёка. Актуальный трек представляет собой продолжение их эпичной саги о Шаманке и Духе Оленя. Не желая изменять повествовательным традициям мифических сказителей с бубнами, участницы коллектива сопроводили свою новейшую сингловую работу интересной литературной выдержкой в виде притчи-диалога, прочитав которую очень трудно остаться равнодушным и удержать на губах нетерпеливо-пытливый и уже готовый сорваться и зазвучать вопрос “а что же было дальше?”

А дальше просто жизнь, ставшая песней, и песня ветра, бесконечная как Вселенная. А пение варгана в исполнении Ольги перекликается в “The Call” с уже привычными для Heltagati варганом, шейкером, тяжёлыми гитарами (я упорно не вижу здесь никакого дэта и Unleashed с Amon Amarth, а только разновидность качающего дарк-блэка на манер Barathrum или тех же Ajattara) и довольно специфическим экстремальным пением (как ранняя Маша “Scream”, только ещё грубее, безыскуснее, прямолинейнее и топорнее, в чём и заключается в данном случае весь берёзовый сок).

“Шаманский метал” – называют сами своё творчество Ольга (вокал, варган), Татьяна (барабаны, шейкер, тамбурин) и Ниакрис (дизайн обложек), и я охотно верю такому самоопределению. Сырость их саунда наводит на героические, правдивые и природные ассоциации, а то, что перед нами настоящий андеграунд, участницы коллективы, кажется, особо и не думают отрицать. Это настоящая магия, и лично у меня нет совершенно никакого скепсиса или предубеждения по данному поводу, хотя к адептам прыжков с бубном и полуночных экзальтаций я и не отношусь.

К недостаткам, пожалуй, отнесу-таки упоминавшуюся выше топорность (в будущем хотелось бы всё-таки больше элементов в духе Betray My Secrets и Shiva In Exile, больше изящных и разнообразных фрагментов вроде тех, что были у Heltagati в дебютном сингле), а к особым достоинствам просто невозможно не заплюсовать восторженность участниц, их явную влюблённость в своё дело, общую экзистенциальность происходящего и поэтичность проекта. Если они всё будут делать правильно, у Drunemeton и иже с ним скоро появится солидный конкурент.

А вообще в том, что касается данного коллектива, мне сразу почему-то вспоминается, как Серкин рассказывал у себя в книге про трёх шаманок, которые собрались, что-то там поколдовали и наслали на Магадан тотальный проливной дождь, когда ничто не предвещало никаких осадков, а все синоптики в один голос бодро рапортовали о ясной и безоблачной погоде. Очередной музыкальный дождь в исполнении Heltagati получился хтоническим и дремучим ровно настолько, насколько и должен быть таковым, а их варганы и шейкеры – это часть той суровой и неподкупной в своей обнажённой искренности и первозданной естественности природы, которую не спутать ни с чем, и которой так сильно и явно не хватает в нашей цивилизованной изнеженности всем нам.