ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл и клип группы RabieS "Оборотень"

03-07-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
RABIES
Релиз
“ОБОРОТЕНЬ” (Single + clip)
Год
2021
Стиль
Symphonic metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Магнитогорск

Если хочешь выжить и остаться на плаву в реалиях современного шоубизнеса, нужно играть по его правилам, и магнитогорские симфо-металлисты из группы RabieS очень хорошо это знают и понимают. Их новейшая, уже пятая по счёту видео-работа содержит целый ряд фишек и характеристик, которые наверняка сделают это видео востребованным, обсуждаемым, а вероятно, даже любимым, что в условиях нынешней перенасыщенности музыкального рынка не просто задача-максимум, а уже практически мечта и сон, однако объём проделанной ими работы и многогранный месседж клипа действительно впечатляют.

Итак – они с самого начала ставят на свой клип ограничивающий возраст зрительской аудитории стикер 18+ и признают, что в клипе будет эротика, алкоголь и, возможно, кое-что ещё из того, что может навредить неокрепшей психике их юных последователей. Зачем так делать, если даже флоридские дэт-метал-монстры Obituary в своё время всячески открещивались от любых пограничных тем, мотивируя это тем, что им не хочется терять потенциальную аудиторию или как-то искусственно редуцировать её, обращаясь к сатанизму в текстах или ступая на какие-то ещё “скользкие” дорожки подобного же плана?

Очевидно, RabieS убеждены в том, что риски и эксперименты на грани лезвия ножа в данном случае оправданы, а игра стоит свеч. И, я думаю, в своём благородном решении пойти ва-банк они правы. Авторы постарались учесть каждую мелочь, всё просчитать, и даже за ресницы вокалистки Владиславы Соловьёвой в видеоряде “Оборотня” отвечает отдельный человек, и это, конечно же, профессионал своего дела и дока в соответствующей области, что уж говорить про одежду музыкантов, игру и подбор актёров, сочетание барабанной установки с интерьером или цветовую палитру актуального клипа – здесь всё ранга “максимальный deluxe” или где-то рядом.

К качеству звука, операторской работы, монтажа, костюмов, антуража и к одежде музыкантов у меня действительно нет абсолютно никаких претензий, придраться тут попросту не к чему, а по ходу просмотра “Оборотня” я с удовольствием вспоминал времена клиповых DVD-компиляций с роликами сливок мирового симфо-металла, когда видео снимались такие, что от них было попросту не оторвать глаз. Но есть всё-таки сейчас у RabieS и кое-что, не позволяющее обвинить их в ретроградстве и стремлении копировать клипы своих симфо-метал-учителей. Они экспериментальны, а кульминацией клипа является неожиданный переход практически в чистый хип-хоп.

И это совершенно без какого-либо вреда отличному (я бы даже сказал, отменному) симфо-метал-саунду сегодняшних RabieS, звучание которых воспринимается теперь плотнее и монолитнее, чем когда-либо, очень явно напоминая сплошную стену звука. Уверенность, мощь, профессионализм, умение легко и играючи проиллюстрировать даже самые сложные идеи, превратив их в изысканный монумент вечности – пожалуй, эти четыре характеристики самым избыточным и точным образом способны описать новейшую работу группы и указать на самую суть их клиповой задумки. Они готовы властвовать и доминировать, и “Оборотень” – их громкая заявка на это.

Смесь зрелой Epica с их трёхмерной архитектоникой звука с решениями в духе Басты и Оксиморона – это действительно смело и даже в каком-то смысле революционно, но такими техническими нововведениями данная работа не исчерпывается, а самые главные сюрпризы ждут нас уже в сюжете видео. И начать стоит с того, что пятый клип в арсенале RabieS стал самым зрелищным, продуманным, сюжетным и разнообразным, а по своему удельному весу напоминает настоящий фильм с таким же серьёзным подходом, свойственным культовым триллерам, и с соответствующей операторской работой, которую так любят и ценят киношники.

Интригующая завязка, стремительное развитие сценария и непредсказуемые повороты сюжета не дают расслабиться по ходу просмотра, а лёгкие отсылки к “Оно” и другим нашумевшим в последнее время блокбастерам привлекают внимание зрителя, заставляя его оставаться в тонусе на всём протяжении просмотра клипа, ну а сказители из RabieS, завладев вниманием целевой аудитории, приступают к своему рассказу и времени зря не теряют. "...И если мой опыт кому-то поможет, то день не зря будет прожит..." – цитирует фронтвумен команды Владислава Соловьёва одну всем нам известную группу, и по своему характеру “Оборотень” относится как раз к такой экзистенциальной психотерапии.

Я не стану пересказывать все сюжетные перипетии “Оборотня” (а их действительно немало!), скажу только, что клип посвящён столь распространённому в последнее время феномену “двойной жизни”, и рассказывает про наши зависимости и психические деформации, которые неминуемо вторгаются в жизнь человека вслед за любым отклонением от здорового ментального курса. Музыканты мастерски справились со своей задачей и блистательно показали, как неумеренный фанатизм или какое-то на первый взгляд совершенно невинное увлечение способны сжечь человека изнутри и разрушить его жизнь, и это выглядит правдиво и реалистично.

RabieS не устают прогрессировать и развиваться, с успехом показывая, как может звучать наш собственный, российский аналог современного творчества грандов симфо-жанра в лице Epica, Nightwish, Xandria и Within Temptation. Как и все перечисленные группы, они экспериментируют и пробуют искать пути для развития своей любимой музыки, и это у них с успехом получается. Стало уже традицией, что каждой год у магнитогорцев выходит новый клип, и такой убедительный темп является лишним свидетельством в пользу того, что они окончательно вошли во вкус и чувствуют себя словно рыба в воде, когда дело доходит до похода в студию или обращения за услугами видео-операторов.

И ведь всё это не развлечения ради лишь, а с большой и благородной целью предупредить, уберечь и, если получится, спасти, а значит, перед нами почти что социальная реклама в стиле симфо-метал и манифест ответственного отношения к своей жизни. Думаю, ради такого действительно стоило немного зайти за грани цензуры и прилепить “Оборотню” ограничительный знак. Редкий случай, когда за тревожными буйками +18 содержится не нечто сомнительного и низкого по качеству содержания, а наоборот художественный и осмысленный продукт. Можно было бы ещё долго обсуждать нюансы данной работы, но, я думаю, что многочисленные поклонники симфонического металла и музыкальных клипов со смыслом, и так это уже делают.