ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сплит Astarium и Fire Messiah

13-06-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ASTARIUM/FIRE MESSIAH
Релиз
“SPLIT” (split)
Год
2022
Стиль
Symphonic black metal/ ambient
Лейбл
MORE HATE PRODUCTIONS
Страна, город
Россия/ США

«Перипатетический» - значит, «странствующий», и это слово очень уместно было бы использовать в отношении новосибирского one-man-проекта Astarium. Он меняет жанры и форматы, лейблы и страны-издателей, но время от времени СиН и его коллектив всё равно возвращаются в alma mater и напоминают о своих традициях. Вот и сейчас после череды изданий у американцев MoonWorshipper Records Astarium снова представляет релиз, выпущенный волгоградским значком More Hate Productions, да ещё и подыскал себе неплохую компанию для такого тематического возвращения. На самом деле, я практически ничего не знаю о том, кому принадлежала идея такого совместного релиза и кто и что для него подыскивал, но результат в данном случае воистину говорит сам за себя!

Музыканты так увлеклись созданием и записью своих треков, а издатель так погрузился в процесс их прослушивания, что в итоге они даже забыли придумать название для сплита, а понимать это, вероятно, нужно в том смысле, что отвлекаться на частности в данном случае нужно как можно меньше, а всё внимание стоит по возможности сконцентрировать вокруг непосредственного содержания компакта - музыки и текстов. И мифологии в данном случае будет действительно много. СиН с головой окунулся в скандинавские легенды и попытался всё сделать на максимуме, ну а американец N со своим Fire Messiah не захотел отставать от него и тоже надавил на газ до упора, чтобы сделать их общее детище предельно ярким и ни в чём не дать слабину.

И уже первый из трёх записанных для нынешнего сплита треков СиНа уверенно поднимает в воздух знамёна обновлённого морозного Astarium. В середине “Her Winter Majesty” присутствует интересный этно-фолк-фрагмент с арфой, и он действительно очень хорошо вписался на диск и красочно иллюстрирует направленность этого сдвоенного релиза, с самого начала очень высоко поднимая стандарты качества актуального издания. Мелодия арфы то уходит в тень за гитары, то вновь возвращается, и это реально звучит как гипноз. А ведь дальше всё продолжается в том же самом героическом и марширующем ключе, где грозный скрим СиНа бок о бок соседствует с полётными, почти неоклассическими мелодиями и стремительными скальпелями гитар!

Я могу ошибаться, но, на мой взгляд, эмбиентная и блэковая ипостаси проекта ещё никогда не сближались настолько плотно, а в симфоническом блэковом амплуа Astarium ещё никогда не было столько эмбиента и атмосферы. То, за что я так люблю “Aura Of A Crystal Night” и вообще природно-зимний эмбиент Astarium, в треках с этого блэкового сплита проявилось в не меньшей, а, вероятно, даже в большей и ещё более категорической концентрации. Послушайте, как меланхоличные скрипки “Echo Of Niflheim” изумительно оттеняют карающий напор гитар, и согласитесь, что во всём этом ещё больше магии и очарования, чем на классических пластинках Ancient Rites и Bal-Sagoth!

И, кстати, про бельгийцев и британцев. Сходство и с первыми, и со вторыми у Astarium образца актуального сплита, определённо, присутствует, и даже в голосе СиНа и в разговорных вставках его новых треков как будто есть что-то от “Боевой магии” Bal-Sagoth и от “Dim Carcosa” авторства Древних Ритуалов, хотя все эти параллели ничуть не уменьшают собственные заслуги и достижения новосибирского коллектива и не умаляют ценность его новообретённого творческого амплуа, в котором ему явно очень нравится действовать и выражать себя, и замыкающая сторону Astarium на сплите “The Wind Walker” словно подтверждает мои слова и звучит как отчаянный праздничный танец северного шамана, как его торжество, ликование и триумф.

И на сцену выходит Fire Messiah. Полная таинственность в том, что касается истории и биографии, странные и непонятно зачем и к чему попавшие туда ножницы в логотипе, да ещё и почти трэшевый звук в первом из треков, но звучит это на удивление приятно и впечатляюще. Можно по-разному расценивать заваленный куда-то в глубину саунд-свистопляски каркающий скрим, но закольцованная пульсация электроники поверх кромсающего шреда гитар выглядит у Fire Messiah не менее здорово и волшебно, чем у его новосибирского коллеги СиНа. Astarium и Fire Messiah как будто смотрят друг на друга и отражаются друг в друге словно в зеркале – делают одно и то же, но с немного разными оттенками и акцентами, а в итоге всё получается ещё круче и мощнее.

Нужно отметить, что Fire Messiah на этом сплите чуть резче, тяжелее по гитарам и напористее, но в то же время, как бы это странно ни прозвучало, атмосфернее, фоновее и медитативнее. Образ танцующего северного жреца, который впервые посетил моё воображение ещё во время звучания астариумовского “The Wind Walker”, на стороне Fire Messiah усиливается многократно, а добавившееся к нему ощущение кромешной льдистой бури, в эпицентре которой разгул стихии достигает просто предельного накала, воспринимаются с его подачи как апофеоз и квинтэссенция власти льда, снега и бескрайних северных пустынь. Всё очень прицельно, точно, контрастно и ничего лишнего – всё это Fire Messiah, и здесь тоже очень много эмбиента, атмосферы и олдскула.

Ну а что касается нового нордического амплуа Astarium, то для меня оно стало приятным и интересным сюрпризом (по-моему, данная тема намного больше идёт проекту, чем танки времён “Epoch Of Tyrants”, замки-страшилки “Drum-Ghoul” или эксперименты с грайндкор-блэком), а актуальный сплит я воспринял как славное продолжение боевой скандинавской тематики синглового сплита Astarium и Necropus “Frozen In Blood” и отчасти альбома “Hyperborea”. Хочется верить, что эти снежные и воинственные тенденции будут продолжены, а гордые северные боги станут частыми гостями на релизах Astarium. Это было бы правильно и закономерно, и я даже допускаю, что, возможно, именно к такой музыке новосибирский one-man-фрегат и шёл почти двадцать лет существования, оттачивая свою тактику и стратегию в разных экспериментах.

Я очень люблю творчество Astarium, но далеко не всегда его релизы вызывают у меня настолько однозначное и безоговорочное воодушевление. Я сходу прослушал совместное творение СиНа и N четыре раза, потом прослушал ещё раз, а затем ещё, но так и не нашёл на этом новейшем безымянном сплите совершенно ни одного изъяна и даже запишу его сейчас в список претендентов на вхождение в топ лучших релизов по итогам года. Возможно, оформление релиза могло бы быть более ярким (художественным? Разнообразным? Оригинальным?), но мне даже этот арт вполне и вполне пришёлся по вкусу: он и стильный, и оригинальный, и хорошо подходит к музыке, и будит воображение. Что ещё?.. Обязательно послушайте этот альбом. Перед нами одна из лучших инкарнаций олдскульного симфо-блэка из всех возможных и то, за что этот жанр вообще стоит любить и котировать. Музыка, которая вдохновляет.