ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Goot "Weight Of Days"

02-01-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
GOOT * * * * *
Релиз
“WEIGHT OF DAYS”
Год
2024
Стиль
Gothic metal / heavy metal / hard’n’heavy / progressive metal
Лейбл
WORLDLESSNESS RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Трёхглавый дракон под управлением Яна Федяева время от времени поднимает то одну, то другую из своих голов и изрыгает на нас пламя в виде свежих релизов, и сегодня у нас на очереди не The Lust и не Dissector, а голова под названием GOOT, под эгидой которой нашему с вами вниманию предлагается сейчас самый настоящий полноформатный альбом, в записи которого по давно уже сложившейся традиции приняла участие целая когорта именитых забугорных гостей. Для тех, кто немного подзабыл, в чём тут дело, напомню, что GOOT это практически то же самое, что и The Lust, только с ведущим мужским вокалом и с чуть более хэви-металлическим почерком в плане гитар и аранжировок. Ещё не трэш как Dissector, ещё не атмосферная и рафинированная готика как The Lust, а что-то между ними и на грани с ними.

А ведь ещё 30 декабря, аккурат накануне Нового года, когда мы с вами увлечённо резали салаты, а кое-кто и сам уже успел нарезаться, в сети появился многообещающий сингл GOOT “Devour”. Легендарный экс-эксептовец и экс-бонфаеровец Дэвид Рис на вокале, за соло отвечает Уэйн Дорман из Onslaught, на подпевках бывшая клавишница и бэк-вокалистка Cradle Of Filth Анабель Иратни, а по музыке у нас тут очень мелодичный и классический материал с явными оттенками Iron Maiden, Queensryche, сольников Брюса Дикинсона с Джеффом Тейтом и классического, слегка американизированного хард-рока 80-х. Хотя про американизированность я, вероятно, зря. Назвать всё это аором, хайр-металлом или материалом, вознамерившимся покорить Штаты вряд ли получится. Тут у нас поздний, задумавшийся о высоком и прекрасном хэви, и только он.

Но не спешите судить по одному этому треку обо всём альбоме “Weight Of Days”! На предлагающемся нашему с вами вниманию сейчас диске очень много разных влияний и нюансов, много экспериментального и не совсем характерного для GOOT, и при всей своей выверенной уравновешенности этот лонгплей вполне способен и удивлять, и поражать. Открывает альбом очень жёсткая и качающая, почти диссекторовская вещь “Blue Ink”, которая в то же время с первых же секунд своего звучания расцветает очень готичными и глубокомысленными клавишными соцветиями, от которых так и веет грациозностью. Да, это хэви-метал, но хэви прогрессивный, рефлексирующий, замедленный и невероятно изысканный, что в данном жанре в пору его расцвета можно было наблюдать скорее редко, чем часто.

Ну а в целом… Дэвид Рис во многом задаёт тон, создаёт атмосферу и заполняет собой все наличествующие и даже гипотетические пустоты, а потому это очень рисовский альбом, а, следовательно, очень качественный и европейский. Каких-то явных параллелей к “Eat The Heat” или Bonfire времён Риса в данном случае практически нет – всё-таки композиторский почерк Яна тоже более чем узнаваем, и его знаменитой готической меланхолией пропитано чуть ли не всё на “Weight Of Days”. Другое дело, что в исполнении Риса вся эта меланхолия кажется более мягкой и обходительной, какой-то необычной что ли, однако лёгкий налёт классического рока действительно сыграл очень на руку давним драматическим симпатиям Яна и здорово их разбавил, изменив почти до неузнаваемости и как будто выведя на какой-то новый уровень.

И если как-то совсем кратко охарактеризовать попавший к нам на рецензию альбом, то это будет, пожалуй, что-то в таком духе: качество, ставшее звуком, рефлексия на классические хэви-метал-пластинки с точки зрения более взрослой, современной, интеллектуальной и взвешенной музыки и утяжелённого классик-рока с артроковыми амбициями. Всё мощно, всё очень артово и по-взрослому, как любят заслуженные западные группы, и в то же время очень мелодично, в чём вас с удовольствием убедит, например, “Hollow Horses” со своими почти лав-металлическими клавишными и такими же романтическими ритмами. Такой отстранённой и лёгкой сентиментальности не встретишь особо даже у The Lust, а на новом альбоме GOOT она запросто живёт и побеждает, ничуть не нарушая целостность этого довольно разноликого альбома.

Ну а я услышал во всём этом даже какие-то отголоски Blind Fury, позднего Sacrosanct и поздних Rainbow, и больше всего на альбоме мне понравились как раз самые жёсткие и качёвые номера в духе “Fight For Change” и завершающей альбом “Keep Calm And Carry On”. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов чистую меланхолию “Babylon In The Rain” или тяжеловесный эпик “Mythical Self” (почти “Stargazer”!). И да, всё это разные грани и оттенки “Weight Of Days”, и эпичную, почти викинговскую “Light It Up” просто невозможно не полюбить, как невозможно не полюбить в очередной раз апеллирующую к мейденовскому наследию “Icarus Will Rise” или коротенькую, явно ориентированную на радио “Tick-Tock”, которая завершается так быстро, что тебе непременно хочется её тут же поставить на повтор (какие здесь напевные и полётные гитары!).

Что же касается уже упоминавшихся мной выше гостей, то стоило бы, наверное, рассказать про них поподробнее, но уже их имена вам, скорее всего, скажут всё или почти всё: Илья Морозов (Concrete Age) сыграл все соло в треках с четвёртого по восьмой, Alex Corona (Revoltons) отвечает за соло в “Hollow Horses” и в “Mythical Self”, Рутгер ванн Нурденбург (Pestilence) солирует на гитаре в “Light it Up”, Тим Недергард (In Mourning) подарил свой соляк “Keep Calm And Carry On”, попутно усилив её гитарную часть, а наш старый знакомый Игорь Крыжко (Республика Марс) отметился на барабанах в завершающей альбом вещи и в “Tick-Tock”. Нельзя не упомянуть Дениса Стрижакова (Stigmatic Chorus) и его бэк-вокал в “Light It Up” и “Fight For Change”, ну а об остальных я уже достаточно сказал выше, когда мы с вами разбирали по косточкам пожиравшего нас накануне НГ “Devour”.

За арт вновь отвечает Павел Антонов (Pablo the Elephant), и это вновь современный сюрреализм в духе поздних релизов коллективов Яна, по которому ты уже с первых секунд визуального знакомства с альбомом или синглом понимаешь, что тебя ждёт нечто вдумчивое, экзистенциальное, качественное и проникновенное, что ты затем сможешь словно паззл собирать и разбирать снова практически до бесконечности. И это действительно так. Я имею ввиду, что “Weight Of Days” не надоедает и не приедается даже спустя десять или двадцать идущих друг за другом прослушиваний, и есть в нём действительно какая-то удивительная свежесть и нечто очень лёгкое и задушевное – что-то вкрадчивое и доверительное, но в тоже время совершенно лишённое нафталина и любых намёков на выстраданную и вымученную натужность.

Альбом органичен и профессионален, и рекомендовать его, на мой взгляд, стоит в первую очередь как раз тем, кто любит Rainbow, Bonfire, Savatage, Queensryche, разные инкарнации Satan и сольные работы Брюса Дикинсона. Нечто всё ещё тяжёлое и формально остающееся в рамках вполне традиционного хэви-металла, но явно выходящее за рамки его стереотипов и клише. У нас подобное пытались играть Grenouer и Descenery, но это всё-таки было не совсем то и не совсем так, а когда речь заходит о более точных сравнениях и аналогиях, я просто теряюсь и лишь развожу руками: GOOT – это GOOT. Нужно слушать. Мне всё это очень даже пришлось по душе, и прогрессивность команды, не желающей в то же время скатываться в чистый прогрессив с его занудной отстранённостью, действительно трудно не отметить. Просто хорошая рок-музыка, просто хорошие песни и вдохновенное исполнение. А что ещё нужно сейчас в уставшем от трендов и уверенно развернувшем свои крылья 2024 году?