ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл проекта Consuelo "Быть или не быть/To Be Or Not To Be"

04-10-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CONSUELO * * * * *
Релиз
“БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ” / “TO BE OR NOT TO BE” (Single)
Год
2024
Стиль
Neoclassic / symphonic metal / /crossover/art-rock/progressive/metal
Лейбл
БАЛТ-МЬЮЗИК
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Питерский проект Consuelo уверенно продолжает гнуть свою линию на ниве красивого и изящного неоклассического металла, популяризируя классическую поэзию и таких же классических авторов, и сегодня у нас очередной их шаг в данном направлении, да не просто шаг, а уверенный двойной удар в лучших традициях фильмов с Жаном Клодом Ван Даммом! Каэтана и её музыкальные единомышленники решили озвучить монолог Гамлета из пьесы “Гамлет. Принц Датский”, а затем для пущей убедительности сделали то же самое, но уже на языке самого Вильяма Шекспира.

Стоит отметить, что в данном случае у нас не перепевка какой-то существующей оперы и какой-то уже записанной арии, а нечто новое. Каэтана и её музыкальные соратники решили написать и записать полноценную оперу по мотивам классической драмы Вильяма Шекспира ”Гамлет” и сегодня представили первый шаг в данном направлении. И у нас в данном случае действительно очень грандиозный замах, а уровень реализации в данном треке на самом деле полностью соответствует высоте амбиций оригинала и мастерству его автора. Shakespeare-music в данном случае выглядит и звучит очень достоверно и с полным погружением в атмосферу оригинала.

Сегодня у нас релиз так называемого Consuelo Modern Opera Theater, и у их новейшего сингла действительно очень мощный, современный, объёмный и в то же время оперный звук (не хуже, чем у Тарьи в “I Walk Alone”), а по стилистике перед нами в точности то же самое, что играла в своём сольном творчестве экс-вокалистка Nightwish (максимально артовый и неоклассический симфо-метал), но с фолк-вставками и с большим градусом разнообразия. Композиция обладает очень живой и пластичной структурой, а голос Каэтаны в данной вещи кажется свободолюбивым как никогда.

Ну а мне всегда нравилось слушать Consuelo именно на русском, а в последние годы другой возможности у нас практически и не было, однако в данном случае я к своему удивлению поймал себя на мысли, что англоязычный вариант нравится мне больше. То ли классика Шекспира требует инглиш-текст, то ли дело ещё в чём-то – не знаю, но когда данная композиция исполняется на английском, она как будто становится мощнее и увереннее вчетверо, и даже вокальные партии Каэтаны немного видоизменяются, и как мне показалось – в сторону усложнения.

На мой взгляд, исполнителям мастерски удалось передать атмосферу тонкой, ироничной и проверенной временем драматургии великого Шекспира, а взятый за основу барокко-симфо-метал-неоклассик-стиль как будто получил дополнительное измерение и заиграл новыми красками. Я всегда ценил сольное творчество Тарьи Турунен, исправно покупал её альбомы на CD себе в коллекцию, но вот слушать её мне всё-таки было, за исключением некоторых отдельных треков, скучновато, а Consuelo смогли вдохнуть жизнь в этот симфо-академизм и показать его с новой, доселе невиданной стороны.

Никакой особой и нарочитой тяжести, никаких радикальностей, но плотность звучания и монолитность исполнения здесь именно такие, как любят металлисты, и выглядит всё это как самый настоящий Therion и их классический “Vovin”. Без излишних усложнений и сумасшедших неординарностей, без мега-низкого строя гитар и нарочито выпирающих риффов, “To Be Or Not To Be” и его русскоязычный вариант уверенно и оперно ткут свою паутину английских классицизмов с привкусом уверенного отечественного литературоведения в своём самом классическом, творческом, полифоничном и заинтересованном варианте.

Единственное, мне кажется, логичнее было бы сначала выпустить англоязычный вариант и сделать его основным, а уж затем, вдогонку представить русскоязычную версию. На мой взгляд, в данном случае английский вариант сильнее, интереснее и концентрированнее, в то время как русскоязычная “Быть или не быть” воспринимается на её фоне уже как перевод и транслитерация, а, следовательно, немного меркнет. Впрочем, когда я услышал русскоязычный вариант, сразу после его выхода таких ощущений не было, и, возможно, именно в этом была задумка лейбла.

Как бы там ни было, проникнуться духом великого Шекспира, а затем перевести его на русскоязычные рельсы у Каэтаны и её музыкантов очень даже получилось, и я был очень впечатлён их свежей работой. Плотность саунда Consuelo Modern Opera Theater позволяет отнести “To Be Or Not To Be” к оператик-металлу и к симфо-металлу, а звучная, давно ставшая крылатой фраза, вынесенная в заглавие трека, наверняка поможет композиции стать поистине популярной и народной, хотя никаких особых поползновений в сторону мейнстрима тут и не содержится. Всё серьёзно, уверенно и внушительно как на “Vovin” у Therion, и, конечно же, с обязательным привкусом терионовской магии, но не про оккультизм, а про принца датского.