ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Reagent "Casus Belli"

20-08-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
REAGENT * * * * *
Релиз
“CASUS BELLI”
Год
2024
Стиль
Industrial metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Бердянск

Так повелось, что мало кто из меломанов ждёт чего-то интересного или тем более революционного от групп в жанре индустриального металла, и причины на то действительно достаточно весомые. Большинство групп данного направления просто копируют Rammstein или Stahlman, даже не думая ни о какой креативности, но нет, далеко не всегда всё обстоит в данном направлении так печально, и сегодня у нас великолепное тому подтверждение в виде второго полнформатного альбома группы Reagent, в состав которой вошли бывшие участники дэт-метал-капеллы Hellcraft.

Бердянская команда Reagent спустя много месяцев напряжённой работы, после релиза сингла и EP, а также на фоне трагических и переломных событий в стране и в мире, действительно записала очень творческий и нестандартный лонгплей, в котором, с одной стороны, ощущается близость группы к тем же Rammstein и к нашим группам вроде Mordor, а другой – присутствует множество интересных экспериментов в традициях очень любимых мной и значимых для меня Stahlhammer. Я бы даже сказал больше – альбом у Reagent получился не только значительный, но и знаковый, и сами музыканты на своих страницах в социальных сетях говорят о том же самом.

И уже открывающая альбом “Casus Belli” вещь под названием “Деструктивные мысли” убедительно даёт понять, что обилия штампов и бездумной кальки с западных патриархов жанра на диске не будет. Сменяющая её “Мерзкая улыбка” звучит более традиционно и хрестоматийно (тут на первый план уже выходит качающий индустриальный риффинг), но даже в ней Reagent далеки от стереотипности, то и дело вплетая в общую канву трека интересные аудио-фрагменты. Собственно, именно в этой изобретательности и в этих фрагментах, на мой взгляд, в данном случае и состоит главная изюминка данной работы, делающая её по-настоящему яркой.

Намёки на симфоничность в духе Hollenthon просматриваются в титульной вещи, поставленной на альбоме третьим номером, и Hollenthon в данном случае – это действительно очень хороший ориентир, который способен прояснить суть того, что делают сейчас Reagent на своём новейшем альбоме. Много прогрессивных вставок и аудио-красот, отличный звук, уверенная подача и виртуознейшее жонглирование штампами тяжёлого индустриального металла, которые в интерпретации Reagent уже не кажутся такими уж избитыми и набившими оскомину, – вот чем готовы впечатлить вас сейчас эти бердянские экспериментаторы, и звучит это реально с огоньком.

Все одиннадцать треков, вошедшие в итоге на альбом “Casus Belli”, держат слушателя в перманентном воодушевляющем напряжении, не переставая удивлять и радовать ни на секунду, и в каждом из треков то и дело появляется что-то новое и неожиданное. Так, “Monolith” то и дело бравирует немецкоязычными вставками в исполнении вокалиста Morgenstern Маттео Гатто, “Небытие” делает сильнейший крен в сторону электронного ebm-звучания, а “Запретный грех” пробует себя в балладном направлении, попутно экспериментируя с акустической гитарой в духе фламенко, а затем нас ждёт ещё одна тяжёлая баллада “ После нас”, под которую можно и погрустить, и поразмышлять, и поностальгировать.

Напористый трек “Система трёх планет” переходит в риффовый, почти хэви-металлический с точки зрения гитар и думовый с точки зрения вокала “Конформизм” (как будто Rammstein смешали с Judas Priest и Candlemass), затем в эпичный “Самообман”, а финиширует всё глубокомысленной и по-настоящему монументальной вещью “Последний путь”. В “Casus Belli” есть своя логика, он планомерно развивается от первого трека к одиннадцатому, и всё это чётко, жёстко, конкретно, без растекания мыслью по древу и с эффектнейшим взаимодополнением каждым последующим треком предыдущего, в силу чего возникает ощущение единой и неразрывной цепи.

Альбом максимально разнообразен и содержит в себе абсолютно все составляющие по-настоящему хорошего и эффектного релиза, а потому оценка 5 из 5 в данном случае является совершенно логичной, оправданной и закономерной. Думаю, слушать этот лонгплей от начала до конца будет интересно даже тем, кто в принципе никогда не слышал об альбомном мышлении и привык воспринимать музыку исключительно треками-синглами, ну а я с удовольствием вспомнил любимые релизы Stahlhammer, Mordor и DAN_SCHNEIDER, попутно порадовавшись кругозору ребят из Reagent и их подспудным отсылкам даже к классике Kraftwerk.

Красивые соло, продуманные аранжировки, нетривиальные структуры композиций, не только техничные, но и по-настоящему умные и порой оригинальные ходы, а также искренность Reagent делает их творчество заметным и интересным, а что важнее – во всём этом присутствует глубина и вдумчивость. Стоит отметить, что альбом вышел в том числе и на CD, а потому коллекционерам есть смысл насторожиться, тем более, если у вас уже есть в коллекции альбомы Hellcraft (у меня, кстати, есть, и в 2017 году я уже даже писал рецензию на их “Apotheosis Of War”), ну а завершаю данный текст своей личной рекомендацией к прослушиванию “Casus Belli”. Альбом про накал и противостояние, про буйство противоположных стихий и про вечную борьбу добра и зла.