ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Время Сов "Анабиоз"

02-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ВРЕМЯ СОВ * * * *
Релиз
“АНАБИОЗ”
Год
2024
Стиль
Blues rock / psychedelic rock / hard rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Иркутск

Эта интересная группа, недавно отметившая своё десятилетие, описывает себя очень сдержанно и поэтично, а вместо пресс-релиза у них стихотворение Б.Штерна, но музыка и лирика в данном случае действительно говорят сами за себя. А охарактеризовать их проще всего словом «безудержное творчество». Музыканты даже не пытаются скрывать тусовочность и спонтанность своих песен, не стремятся к какой-то показной серьёзности и поражающему воображение профессионализму, но зато всё делают очень мило, крафтово и от души. И кстати, вполне технично и качественно, а профессионально настолько, что мне даже вспомнились ранние Heart!

Перед нами второй альбом коллектива, работа над ним велась целых три года, и на диске нашлось место и для медитативной звёздной баллады (“Маяк”), и для отвязного рок-н-ролла (“Скелеты в шкафу”), и для звенящих блюзов (“День”), а начинается альбом с бодрой и искристой “Среди песков” с её огненным гитарным соло. В 2022 году в группу пришла флейтистка, и её инструмент со своим характерным звучанием стал визитной карточкой Времени Сов и отличительной чертой их творчества позднего периода, что как раз очень ярко и показал “Анабиоз”, став своего рода официальным свидетельством перехода группы в новую эру.

Минувший 2023 год выдался для Времени Сов тяжёлым, в ноябре ушёл из жизни первый гитарист коллектива и один из основателей группы, но музыканты всё равно собрались с духом и нашли в себе силы продолжать изначально выбранный путь, что ознаменовали ярким предновогодним концертом. Они верят в музыку и играют свои песни с потрясающим воодушевлением, а я слушал Время Сов и вспоминал, как впервые познакомился с группой Ignes Fatui (ныне Блуждающие Огни), как слушал их мини-альбом про городскую сову. Общего тут действительно немало, группы роднит капитальное вовлечение в мир своей музыки и лирических тем, но различий всё же больше.

На альбоме много пространных, порой достаточно тяжеловесных проигрышей, как это происходит, например, в треке “Песнь кукушки”, много неоднозначных и порой совершенно непредсказуемых переходов, что в совокупности с качающим и почти хард-роковым риффингом напомнило мне эпохальные диски Iron Butterfly. И такое неоднозначное прочтение классики рока 70-х вкупе со своим очень авторским вкусом и массой крафтовых наработок делает их материал по-настоящему цепляющим и интересным.

“Анабиоз” действительно напоминал мне многие группы и релизы, но напоминал настолько отдалённо, что какие-то прямые параллели мне тут проводить не представляется возможным. Ребята играют заводной рок-н-ролл, они мистичны и задумчивы, женский вокал у них запросто сменяется мужским, а пространные импровизации и океаны чистой психоделии вроде тех, что так ярко демонстрируют себя в треке “Проклятие полной луны (Рассвет)” и присутствуют в той или степени в каждой из композиций с альбома, легко и ненавязчиво переходят в плотный риффинг.

На альбоме много баллад и меланхоличных среднетемповых композиций вроде “Море, пой!”, а всё вместе это складывается в очень поэтичный и с любовью записанный диск, в котором очень явственно ощущаются сердце и душа его создателей. И слушал я этот диск действительно как будто в анабиозе – меня словно принудительно ввели в глубокий сон с яркими сновидениями, и пока пластинка не подошла к своему завершению, я не мог оторваться от всех этих образов и впечатлений, а как только музыка смолкла, с удовольствием нажал на “repeat”.

Время Сов – настоящие художники, романтики, дауншифтеры и поклонники рок-крафта. Их инструментальными фантазиями просто заслушиваешься, и дело тут далеко не всегда в виртуозности как таковой. Даже в очень спокойной и расслабленной “Море, пой!”, точнее, во второй её части, присутствует настолько длительный и сногсшибательный проигрыш, что иначе как «чистый восторг» его просто не описать. Слушаешь, проникаешься им, растворяешься в нём, и даже уже забываешь, какой там была песня и о чём она была – паришь во власти восхищения.

Они как будто смешивают признанный ламповый рок в духе The Doors с психоделичным арт-роком Pink Floyd и бесконечными астральными путешествиями Grateful Dead, добавляют в общий микс щепотку неоклассик-рока Renaissance и фолк-рока Мэри Хопкин (“Сон”), что в итоге выливается в очень лёгкий, воздушный и мечтательный альбом с массой незатейливых и не особо претендующих на хитовость, но в то же время очень чистых, искренних и техничных треков. Велика во всём этом удельная доля случайности и импровизации, однако все случайности тут строго на своих местах и в нужных пропорциях.

Весьма форсированный и жёсткий хард-рок “Я не с вами” переходит в фолковую вещь “Вокруг света”, напомнившую мне Хелавису с её Мельницей, и на этом альбом заканчивается. Послевкусие после прослушивания остаётся очень тёплое и доброжелательное, как после долгожданной встречи с хорошими и дорогими сердцу друзьями, а долгие и глубокомысленные инструментальные проигрыши Времени Сов гарантированно будут вспоминаться вам ещё очень и очень долго, как и их порой незатейливые (как будто на мотив «хорошо бродить по свету с карамелькой за щекою») напевы, наполняющие душу оптимизмом и жизнелюбием.