31-10-2025 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Можно по-разному называть день 31 октября – для кого-то это День всех святых, для кого-то Самайн, кто-то называет его ещё как-то, но факт в том, что в этот день в воздухе разлита какая-то магия. Силы света слегка отходят в тень, световой день уменьшается, всё ближе самая долгая ночь 22 декабря, и повсюду в атмосфере эта особая неуютная сырость, от которой нам всем хочется поскорее забежать к себе домой, налить чаю и забраться под плед, а тем временем всё вокруг… просто пропитано магией и чудесами. Вот и этот год не стал исключением, а я с наступлением вечера вдруг набрёл на очень странный и удивительный релиз, на который мне вдруг захотелось написать рецензию и выложить её как раз сейчас в ночь с тридцать первого на первое.
Разнузданный викинг в парике на обложке дебютного альбома one-man-проекта BRG VRG сразу же вызывает улыбку и настраивает на какое-то лёгкое хулиганство, посылая импульс в те зоны гипоталамуса, которые отвечают за самые развязные, ироничные и глубоко запрятанные даже от самого себя переживания. И, кстати, всё именно так в итоге и оказывается с одной только лишь крошечной поправкой на то, что хулиганство здесь будет не такое уж и лёгкое. Автор данного проекта под творческим псевдонимом "Директор Драккара" настолько основательно и углублённо подошёл к своему делу, что в итоге ушёл в такой крутой вираж безудержности, где цензура уже не действует, а рамки морали не имеют никакого веса и силы. Хотя, забегая немного вперёд, скажу, что не так тут всё однозначно! Но – обо всём по порядку!
Забавный голос Директора вызывает улыбку уже сам по себе, подача и исполнение тут просто великолепны, полифония голосов подгулявших викингов отменная, и всё это реально звучит как самый настоящий гангста-фолк-хип-хоп для любителей тяжёлой музыки и культового в своё время мультфильма “Остров сокровищ”, где колоритные пираты исполняли очень весёлые и курьёзные песни с глубоким смыслом. И мне во всей этой ситуации как раз больше всего интересен даже не стиль исполнения и не технические нюансы воплощения задумок автора, не его искромётный юмор и не откровенно нецензурный, хотя и несколько завуалированный местами вокабуляр, а именно смысл. За всеми шутками и рифмовками альбома явно стоит какая-то концепция.
И формальный смысл в данном случае достаточно очевиден. Автор показывает, что все современные идеализации викингов и их быта абсолютно не выдерживают никакой критики, что на самом деле эти бородатые и широкоплечие лохмачи совсем не были какими-то небесными героями-воителями, а являлись по сути обычными и недалёкими варварами, что на современном языке означает «гопники». Вот про таких недалёких гопников-варваров и рассказывает “Проба пера и топора”, которую автор называет первым набегом и тем самым недвусмысленно намекает на скорое и очевидное продолжение всех этих вокально-музыкальных и вербально-ироничных дел. Его викинги тусят, матерятся, творят бесчинства, парадоксально колобродят и…
Звучит это как небольшой самодеятельный аудио-спектакль, как художественная постановка. Музыкант с лёгкостью и большой виртуозностью перевоплощается в разных своих персонажей, примеряет то одну личину, то другую, ругается и спорит сам с собой, подпевает себе разными, но одинаково хмельными голосами, и это реально похоже на историческую реконструкцию. Ну а что, настоящие викинги вполне могли напевать что-то подобное, а ход мысли у них явно был как раз таким или очень схожим. Нужно отдать автору должное и отметить, что у него очень неординарная интуиция и эмпатия на такие вещи, он на самом деле очень неплохо подметил и выразил массу характерных и важных в данном случае моментов, сделав это художественно и убедительно.
И тут нужно было бы ввести некоторое пояснение. Всё в BRG VRG делает один человек, но там по замыслу и по сюжету выходит как бы театр в театре (как тот сон, который как бы и как будто снится нам во сне, когда мы спим). На данном альбоме два персонажа: Директор Драккара и Браги варяг. Браги варяг – это актер, который играет нескольких персонажей-викингов. То есть концептуальность тут не просто солидная, а реально тянущая на рок-оперу в духе культовых нетленок Лойда Вебера. Всё очень закручено, лихо заверчено, интересно подано, и в то же время с огоньком, с перчинкой, с матерком и вообще – горячо и жарко. Гангста-фол-хип-хоп-опера как она есть и как она может быть. И целая настоящая вселенная смыслов со всеми вытекающими.
И можно проводить массу параллелей между BRG VRG и самыми разными исполнителями от Богдана Титомира, Тимати, Юрия Клинских, Красной Плесени и иже с ними до разных забугорных рэперов-хип-хоперов, вспоминать блиставшую в “Острове сокровищ” группу Гротеск и вообще пускаться во все тяжкие музыкальной аналитики, указывая на то, что данный проект умело совмещает олдскульный рэпкор, гангста-шансон, Drummatix, Bearwolf, Тролль Гнёт Ель, Wardruna и Heilung, и всё это будет адекватно и правильно. Нюансов и самых разных музыкальных вкусняшек в данном альбоме целая масса. Более того, с музыкальной точки зрения всё сделано на “Пробе пера и топора” очень достойно, звучит это на хорошей стереосистеме или в нормальных наушниках весьма здорово, но…
Но меня всё-таки больше интересует совсем другой вопрос, зачем и почему делает музыкант вот такую музыку и в чём смысл вот такого музыкального творчества, зачем такое слушать и что это может дать человеку, не лишённому мозгов и эстетического вкуса (а мы всё-таки призываем своих читателей быть именно такими). Дело в том, что лидер и единственный участник проекта Директор Драккара, по слухам, очень уважаемый доктор, умный, образованный и респектабельный человек, упрекнуть в неграмотности и ограниченности интересов его не получится, но, тем не менее, факт остаётся фактом – пачка нецензурностей про викингов его авторства сейчас перед нами, а сам автор уже вовсю куражится и от души хлещет зарифмованными непристойностями у меня из колонок…
И самый первый и простой ответ на данный вопрос звучит, конечно же, в духе дедушки Фрейда – это сублимация. Когда на рабочем месте в рамках рабочего дня у тебя нет возможности послать надоедливого клиента куда подальше, а затем метнуть копьё в сноба-главврача, ещё и не такое в душе накопится, знаете ли… Ну а если копать ещё чуть глубже, то на ум придёт уже даже не столько Фрейд и его ближайшие коллеги-психотерапевты, и даже не унылые историки, с постными и скучными лицами менторским тоном рассказывающие нам про то, что викинги были неучами и невежами, при ближайшем рассмотрении оказывающимися просто кучкой дегенератов, а кто-то из ещё более серьёзных мыслителей с более серьёзным мировоззрением.
Творчество BRG VFG напомнило мне интересного современного писателя Юрия Мамлеева, которого часто называют Достоевским XX века. Юрий Витальевич был очень тонким и высокодуховным человеком (рекомендую, кстати, к прочтению его автобиографию), но книжки писал в нарочито грязном и разнузданном стиле, порой докатываясь до потрясающих глубин в этой доходящей до абсурда нравственно-моральной деградации, и сам же пояснял эту свою особенность: «Наш мир ужасен и страшен, порой просто безумен, единственное, что спасает нас в жизни, это литература, а катарсис посредством литературного творчества и приобщения к нему достигается в том числе в тех случаях, когда мир и существование в нём показаны как грязь.»
Помните, как постоянно повторяла Шреку и его детям в одноимённом мультфильме его жена Фиона – не держи в себе! Если постоянно спрессовывать травмирующий опыт, постоянно прятаться за маской псевдоблагопристойности и стараться быть во всём правильным и безупречным, так и крыша может съехать…. Невроз, психоз, а затем всякие антисоциальные эксцессы, суицид или что-нибудь того похуже. Как это бывает, показано, например, в замечательном фильме “С меня хватит” с Майклом Дугласом в главной роли. Ну а чтобы подобного не произошло, нужно быть адекватным и гармоничным человеком, в том числе не забывая выражать накапливающийся в душе стресс вот таким интересным хип-хоп-образом.
BRG VRG до абсурда, конечно, не опускается, по крайней мере, не опускается до крайнего и бескрайнего мамлеевского абсурда, который он называл метафизическим реализмом, а вот все тайные и скрытые эротические позывы, фантазии, подавленные социумом и надёжно спрятанные в сундуки подсознания внутренние диссонансы, которым так интересовался дедушка Зигмунд, тут раскрываются очень даже хорошо, успешно и удачно. Здесь можно вспомнить и Хью Хефнера, грязное бельё которого так усердно полоскала в своей недавней автобиографии его жена Кристал вместе с его так осточертевшим ей миром мужских фантазий, и современных, изо всех сил старающихся быть крутыми и выглядеть круто тинейджеров, и тех узников среднего возраста, кому уже давно «за», но ещё не всё «по», которых что есть сил мутузит в ребро персонаж с рогами и хвостом, и всё это будет правильно и в тему. Тут про это.
Автор не стесняется анализировать себя и отчасти обнажать свои сокровенные тайны, и в этом психотерапевтическом эксгибиционизме в данном случае тоже очень большой смысл. «Если не умалитесь и не станете как дети….», как мы помним из Библии. И я даже не стал дописывать эту цитату до конца, потому что она в наше время не очень-то и актуальна. По крайней мере, не актуальна для большинства из нас. Нам всем до этого ещё слишком далеко. Ведь если мы не перестанем врать, не перестанем носить свои унылые маски картонной благопристойности, то так совершенно ничего и не поймём в этом мире, так и не сможем прийти хоть к чему-то достойному, не сможем стать настоящими людьми, которые заслуживают вечности.
И альбом “Проба пера и топора” как раз-таки вдребезги разбивает картонный очаг повседневности вместе с нашими лицемерными, совершенно ничего не значащими минами. Для того, чтобы человек действительно стал соответствовать горьковскому «звучит гордо», ему нужно признать присутствие в себе самых разных пластов, уровней и тайных отсеков, в которых может таиться в том числе и вот такое нецензурное и грубое, как нам сейчас показывает данный альбом. «Сказка ложь, да в ней намёк», как говорится. И я буквально физически ощущаю, насколько автору хорошо в этой личине разнузданного хамоватого викинга, где он может так легко и запросто выражать в этой афористично-литературной форме все свои тайные тревоги, мечты, комплексы и радости.
Он выражает себя легко и свободно, совершенно не стесняется и не ограничивает себя ни в чём, и я как будто слышу, как с его сердца и с его души спадают железные цепи лицемерных ограничений, мнимых достижений, дутого пафоса и ошмётков гипертрофированного ЧСВ. Это действительно тот самый катарсис, о котором говорил и к которому так долго и с таким тщанием вёл своих читателей Мамлеев. Альбом “Проба пера и топора” в итоге и действует как катарсис, освобождая тех, кто готов отринуть ложный стыд, двинувшись за автором по путям бесчинствующих гопников в рогатых шлемах. К чему всё это зовёт и призывает? Только к тому, чтобы быть честным с собой, называть белое белым, а чёрное чёрным. И не забыть про самоиронию.
И, кстати, я бы не стал называть данный альбом таким уж безудержным. Всё-таки интеллигентность, ум и образование так просто из себя не вытравить (как мы помним, образованность – это то, что остаётся, когда мы забываем то, чему нас учили в университете), и Директор Драккара тоже совсем не кажется таким уж безнадёжным плохишом, напялив на себя образ загулявшего, подпившего и как следует расслабившегося завоевателя. На его альбоме есть и стиль, и юмор, и ирония, и межпредметные отсылки, и цитаты из классики мировой художественной литературы, и – да-да – даже определённая доля самоцензуры и самоограничений, и вы всё это, несомненно, почувствуете и увидите, если посмотрите на “Пробу пера и топора” без предрассудков и предубеждений.
Ну а что касается оценки… Всякая рецензия субъективна, а в данном случае я буду субъективен особенно и даже больше, чем обычно, но оценка будет объективной. Я не люблю речитатив и рэп, не люблю хип-хоп, мне никогда не казались забавными Тролль Гнёт Ель, зато мне очень даже нравятся Drummatix, Bearwolf (только, пожалуйста, не бросайте в меня тапками), “Остров сокровищ”, на мой взгляд, просто гениален, мне безумно близок и дорог Мамлеев, а искренность и способность вот так сбросить с себя чванливую ЧСВ-напыщенность я ценю просто на вес золота. А если в цифрах, то это 4 из 5 и совсем не из-за перечисленного выше. Я совершенно точно знаю и уверен, что этот музыкант может лучше и сделает лучше уже очень скоро. В данном случае перед нами действительно просто первый блин и проба пера. Только начало и только самый-самый зачин чего-то большого, серьёзного и далеко идущего.
BRG VRG самим фактом своего существования показывает, что можно быть очень даже хорошим, приличным и образованным человеком, но в то же время увлекаться вот такими вещами и даже сочинять и петь вот такие песни. Лидер и единственный участник проекта Директор Драккара сублимирует свои тайные и скрытые наклонности, блестяще проводит самопсихотерапию, и так это всё получается у него лихо, искромётно и удачно, что я в какой-то момент даже заподозрил, что этот доктор не просто невролог, но и ещё немного психотерапевт и гипнотерапевт. Как бы там ни было, альбом у него зажигательный, горячий и откровенный, а 31 октября такое можно простить даже нашему, всегда славившемуся своей повышенной чопорностью изданию.
Давайте праздновать Ночь плавающих яблок, будем честными, настоящими и достойными людьми! Скажу честно, мне бы ещё хотелось очень и очень много написать по поводу данного альбома, разобрать его на цитаты и составляющие части, вспомнить про мамлеевский поиск Бога в аду (недалёкие викинги-гопники, ставшие героями данного повествования, кстати, совсем не так безнадёжны, как может показаться на первый взгляд, и хоть финальная “Сага о свинодаве” напомнила мне Несчастный Случай с их “Воровской”, прозвучавшей затем в “Дне радио” в исполнении Серёги, перспектива перерождения героев куда-то в лучшую и адекватную сторону у BRG VRG гораздо выше) и вообще… Но муз.рецензия есть муз.рецензия, не будем забывать об этом, поэтому на этом я заканчиваю, и – ура, товарищи, с Днём всех святых нас с вами!