05-11-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Мрачный, таинственный и всегда балансирующий на грани предельной реалистичности one-man-проект Дом Вдовы по-своему подошёл к празднованию Самайна и приготовил, а затем и выпустил накануне внушительный 43-минутный альбом “Чёрные колядки”. Как всегда, потрясающая работа с историческими документами, повествующие нам об истории мракобесия в человеческом обществе, проведённая лидером проекта Константином, видна сразу же и совершенно невооружённым глазом, как и всегда мы слышим у него потрясающие воображение тексты, и как всегда его звучание просто выше всяческих похвал. Живое и реальное дыхание потусторонней жути давно стало вторым именем Дома Вдовы, и в этот раз автор всего этого мракобесного карнавала в очередной раз убедит нас с вами в том, что достоит по праву именоваться преемником Николая Васильевича Гоголя и королём эмбиент-ужасов.
А самое интересное во всей этой истории с “Чёрными колядками”, что Константин решил выйти на новый уровень в своём творчестве и готовит по мотивам данного альбома книгу. Точнее, книгу готовят его соавторы, помогавшие с текстами при работе над “Чёрными Колядками” Ядвига Розен и Николай Останин, а Константин как бы подарил этому издания дыхание призрачной потусторонней жизни и озвучил его. Готовящаяся к изданию книгу названа “Сказки прокудные да россказни чертознатные”, и как видно уже из названия, мы с вами найдём там очень много дремучего и мракобесного фольклора, где черти, упыри и всяческая нежить будут водить свои безумные хороводы что есть мочи, всеми силами стараясь и нас с вами увлечь в эту свистопляску, заморочить голову, навязать свой вокабуляр и перенести каждого слушателя в свой чёрный мир, заразив наше сознание своим собственным восприятием реальности.
Профильные ресурсы окрестили готовящееся печатное издание «сплитом музыки и литературы», и это на самом деле так. Некротические аудио-фантазии Константина всегда воспринимались как некий саундтрек, желая выпорхнуть и вылезти за пределы одномерности музыкального формата в саму жизнь, а сейчас им это удалось ещё убедительнее, чем раньше. Звуки-шорохи страшных и странных композиций Дома Вдовы обрели плоть и кровь в виде букв на печатных страницах, и все эти повествования стали отличным дополнением для музыкальных экспериментов Константина, которые вновь сделали крен в мега-мрачную, демоническую и обсессивную сторону, что становится очевидно уже в открывающей альбом композиции под названием “Блáжен иже скóты милует”, где на слушателя обрушивается настоящий хор дьявольского беснования.
Я всегда упирал на то, что атмосфера и соответствующий антураж невероятно важны для восприятия искусства (да-да, как у Бирса в одноимённом рассказе!), и в данном случае с альбомом Дома Вдовы у меня всё было именно так на все сто процентов. Когда Константин прислал мне этот альбом на рецензию, в квартире погорела проводка, и нужно было срочно её менять. Дней пять я находился дома в полуобесточенном состоянии, под одной-единственной лампочкой на весь дом, запитанной от переноски, в которую был также включён ноутбук и роутер, и хэллоуин/самайн тоже встречал в таких аварийно-некомфортных условиях, попутно внимая актуальному творению Дома Вдовы. Что ж, нужно сказать, что это было по-настоящему страшно и местами даже жутко. Пыль от расштробленных стен, накрытая плёнкой мебель, разбросанные хаотичные по квартире инструменты, полумрак, а из колонок инфернальные прокламации и не менее инфернальный инструментал.
Слушаешь, и к тебе как будто рвётся из потустороннего мира всяческая нежить, и я так впечатлился всеми этими звуковыми фантазиями, что даже «завис» с написанием рецензии почти на 10 дней, чего со мной практически не случалось. Альбом реалистичен, а вещи, о которых в данном случае идёт речь, предельно реальны. Можно называть всё это колядками и скоморошеством, игрой в жуть и мрак, и это ничуть не повредит мрачности и пугающей безысходности этого альбома, а причина тому очень проста – здесь колядуют, играют в демонов и шутят не люди, а сами демонические существа, и местами это по-настоящему страшно. Альбом воспринимается как прикосновение к другому миру, а тот факт, что в данном случае его сопровождает литературное издание, добавляет ему документальной достоверности.
И я не случайно заметил вышел про особый бесовский вокабуляр. Не зря ещё Хайдеггер утверждал, что язык – это дом бытия. В данном случае перед нами пример именно такого рода, где очень специфический стиль изложения мыслей и подбор диковинных, порой откровенно диковатых слов конституирует реальность и задаёт тон атмосфере релиза. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…» – утверждал классик, и Константин понял, что мощнейшее средство на душу слушателя – это именно слово. И да, вербальная составляющая присутствовала у данного проекта и раньше, но именно сейчас она вышла на первый план во всей своей пугающей и жуткой красе и встала во главе угла, что стало новой вехой в эволюции Дома Вдовы.
Я слушал альбом в полумраке на фоне местами раскуроченных, а местами зашпаклёванных стен, смотрел, как пляшут тени на фоне раскачивающейся туда и сюда лампочки, а у меня в колонках знакомый нам с вами по своему сингловому варианту “Plogojoviz” переходил в таинственный и атональный “Grobnik”, затем отсвечивал душераздирающе-отчаянными всхлипами пополам с страшными наговорами “Заспыша” и финишировал кромешным и леденящим кровь, десятиминутным треком “Црна кућа”, которым, собственно, и заканчивается действо данного релиза. Как всегда максимально много простора для воображения, максимум гнетущей тишины между страшными и пугающими шорохами запредельного, но в этот раз у Константина всё на самом деле получилось как будто живее, ярче, красочнее, реалистичнее и в то же время художественнее.
“В киселе рогов-костей,
В подноготной с-под когтей.
Нарекла Чёрной немочью –
Изгнала в двери полночью.
Прободала вдогон вилами:
«Блáжен иже скóты милует!»”
Очень интересный проект, коим, вне всяких сомнений, является Дом Вдовы, нашёл невероятно интересную тему для приложения своих колдовских усилий, а затем встретил отличных компаньонов для воплощения интересующей его сказочной хтони. «Звучащая книга» стала новой вехой в развитии группы и значительным шагом вперёд для Константина, который всё дальше пробирается по пути оживления столь дорогих его сердцу ночных кошмаров, и теперь, совершенно не скрывая своего торжества, празднует очередной триумф. Получилось мощно и тяжеловесно, более того, получилось масштабно и всерьёз, а растущий профессионализм музыканта позволяет ему выражать свои замыслы с поистине головокружительным мастерством. Несомненно, жанр и работа очень на любителя, но фанаты таких некро-сказок будут в восторге.