ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Дом Вдовы "Скотья смерть"

09-02-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДОМ ВДОВЫ * * * * *
Релиз
“СКОТЬЯ СМЕРТЬ”
Год
2023
Стиль
Ambient / ritual ambient / horror ambient
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Тосно

Увлечённый до ужаса и мурашек древними суевериями и вытекающим из них народным мракобесием, Константин Вдоветский возвращается с новейшим шеститрековым полноформатником своего проекта Дом Вдовы, и это снова густо замешанный на некрофилическом фольклоре хоррор-эмбиент. Как видно из названия диска, в этот раз нам предлагается узнать, а затем и почувствовать на себе, что такое “скотья смерть”, и за основу концепции альбома взято именно связанное с этим поверье, которое, как мы понимаем, является попыткой суеверных и необразованных жителей отдалённых деревень объяснить массовые и беспричинные, по их мнению, случаи падёжа скота в сёлах. Вас смутило моё «почувствовать на себе»? Ну, не обессудьте, такова уж специфика данного проекта, и без этого у нас точно не обойдётся.

Ну а теперь немного конкретнее. Считалось, что появляется Коровья смерть чаще всего в день Агафьи Коровницы в виде коровы или кошки, чаще всего чёрной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета или старой отвратительной женщины, имеющей руки граблями. С Коровьей смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путём закапывания живьём), зажиганием «живого огня», то есть добытого трением, перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьем «обыденного» — вытканного за один день холста. Словом, на что только ни шли наши пращуры, желая обезопасить себя от невесть откуда взявшейся напасти.

Как повествует пресс-релиз альбома, для совершения обряда опахивания собирались ночью скрытно все женщины в одних рубахах, с распущенными волосами, брали в руки кто дубины или косы, на вдову надевали хомут без шлеи, запрягали её в соху и гурьбой обходили деревню. При опахивании иногда поют, призывая Коровью смерть выйти из села, так как в селе ходит святой Власий (Велес) — «скотий бог». Пропаханную борозду засевали песком. Это действо сопровождалось специальной обрядовой песней. Чтобы напугать Смерть, процессия поднимала неимоверный шум: гремели косами, сковородами, серпами, печными заслонками, поднимали крики и визг, а если встречали на пути какое-либо животное, немедленно убивали его.

На диске шесть треков, а начинается всё с титульной вещи. Далеко не всегда в треках Дома Вдовы присутствует вокал, и ещё реже он несёт какие-то месседжи, но исключения только подтверждают правило, и сегодня у нас как раз такой случай. Загробный голос декламирует такие же загробные стихи о мрачных и потусторонних вещах, а безжизненный перезвон колокольчиков отстранённо вторит стихам Ядвиги Розенпаулис: «Опричный шквал. Вертимое плясанье. В метельный рог гудит стоглавый змий. Дегтярный лапоть - сани по росстанной... Коровью Смерть под рученьки возьми. Заклятый кол вколочен в стынь загона — Он посох ей, и к выменам пустым протянут пасти биси заиконны. Конь Блед своей не спортит борозды».

Вторая вещь “Биси заиконны” чтения стихов нам уже не предлагает, а вместо этого активно и увлечённо смущает слух инфернальным бульканьем, могильными звонами и безумными напевами какого-то выжившего из ума старика, в то время как третья вещь “Лики” порадует почитателей подобной эстетики чавканьем чернозёма под ногами и всплесками болотной жижи пополам с утробными взрыками, угрожающими шорохами и жалобными стонами. Композиции на альбоме долгие, пространные, медитативные, в них много разных переходов и масса удивительных звуков, появление которых в эфире той или иной композиции зачастую происходит совершенно непредсказуемо и практически спонтанно.

Очень утробно и таинственно начинается четвёртый трек “Давится хохот вьюги”, а постукивания, переклички скрипов и уже знакомый нам замогильный голос словно водят конским волосом по напряжённым до предела нервам. Пятый трек “Месяц мякину месит” стремглав ввергает слушателя в пучину чистейшего аудио-сумасшествия без каких-либо проблесков и надежды на избавления от этой магии старой луны, ну а финальная “Смрад Скудельни” лишь обречённо сквозит своей пронзительной тоской и напоминает об ужасах потустороннего невнятным бормотанием какого-то спятившего лешего. Как и всегда у Дома Вдовы, на данном альбоме больше вопросов, чем ответов, и нет совершенно никаких готовых рецептов и решений.

Когда звучит этот альбом, мир потустороннего становится ближе, преданья старины глубокой и самые невероятные случаи из обрядовой практики славян вдруг сходят со страниц пыльных энциклопедий и обретают плоть и кровь. Это и пугает, и будоражит кровь, и встряхивает разум, и в то же время вводит в какой-то невероятный тонус от соприкосновения с незнакомым и удивительным миром непонятного и безумного. Сон разума воистину рождает чудовищ, и хоррор-эмбиент Дома Вдовы отличается как раз именно такой чудовищностью, которую можно понимать и трактовать предельно широко, ну а по сравнению с другими альбомами проекта
“Скотья смерть”, вероятно, отличается своей подчёркнутой повествовательностью и поэтичностью.

Константин с невероятным жаром выискивает все самые удивительные и парадоксальные примеры мракобесия в повседневной жизни наших предков, а затем превращает их в настоящее искусство, и я вновь констатирую, что на современной эмбиент-сцене у Николая Васильевича Гоголя и его дела есть свой очень талантливый и одарённый продолжатель. Даже не имея никаких симпатий к таким специфическим разновидностям народного творчества, можно, тем не менее, с огромным интересом и удовольствием бродить по таинственным тропинкам “Скотьей смерти”, и лично для меня этот альбом стал отличным аналогом мракобесия повседневного и прекрасной возможностью отвлечься от обыденности с её треволнениями и проблемами.

И я просто не могу вновь не отметить: действительно, лучше слушать вот такие треки, чем предаваться глупости и обскурантизму в обычной жизни. Творчество Константина учит нас разумному, доброму и вечному, следуя в этом деле давно всем известному методу «от противного», и звучит это, нужно отметить, очень профессионально. Константин не случайно проводит так много времени, выбирая себе самые лучшие девайсы для записи и обработки звука, и его дотошность в итоге окупается сторицей. Звучание альбома напоминает масштабный саундтрек к фильмам вроде “Ноября” и “Сэттээх”, но воспринимать его во всей полноте можно и безо всякого видеоряда – если у вас хорошие колонки, прослушивание данного опуса гарантированно станет для вас увлекательнейшим путешествием в мир хтонической тьмы.