ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Неисследованный Квадрат "Повести Индии"

25-12-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
НЕИССЛЕДОВАННЫЙ КВАДРАТ * * * * *
Релиз
“ПОВЕСТИ ИНДИИ”
Год
2023
Стиль
Rock / ethnic / instrumental / art-rock / progressive / new age / enigmatic
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Волгоград

Каждый из нас в той или иной степени знаком с культурой Индии, но очень жаль, когда это знакомство ограничивается индийскими фильмами. На самом деле интересного и привлекательного в этой стране намного больше, и самобытный one-man-проект Неисследованный Квадрат, про творчество которого мы уже писали в июне этого года, освещая альбом “Сказы белых гор”, где я, помнится, настолько восхищался музыкой и идеями лидера коллектива, что назвал его музыкально-эстетические поиски алхимией в звуке, сейчас нам с вами всё про это расскажет.

Их музыка тиражируется в сети с тэгом «рок», но на самом деле здесь намного больше оттенков и влияний. Перед нами настоящий взрослый этно-прогрессив, и выглядит он по-настоящему величественно и монументально, в то же время с огромным интересом посматривая в сторону самого лучшего эзотерического нью-эйджа. Материал Неисследованного Квадрата звучит размашисто и броско, композиции с альбома тут же запоминаются и плотно застревают в сознании, но и это даже не всё, и есть в них всё-таки что-то ещё, о чём не так просто сказать словами.

На альбоме достаточно этники, мистики и таинственных, порой совершенно удивительных инструментальных переливов, о чём свидетельствует, например, замечательный трек “Золотая гора”, и во многом перед нами релакс и музыка для расслабления, но фоновой и нейтральной её всё-таки не назовешь. Автор смело и с большой увлечённостью берется за выбранную тему и прорабатывает её с потрясающей изысканностью и энтузиазмом, попутно цитируя лучшие стихи Бунина с Бальмонтом и как будто приобщаясь таким образом вдохновлявшим их стихиям. Альбом стихиен, и его буквально распирает от могучего космического ветра вдохновения.

Для меня же диск “Повести Индии” стал великолепным индийским аналогом Orphaned Land и даже чем-то немного большим. Поскольку здесь нет вокала, отвлекаться на слова и вокальные линии вам не придётся, а всё внимание будет целиком сконцентрировано на мелодиях, вайбах и энергетических вибрациях, которые предлагает своим слушателям лидер проекта Павел Снадкин. Много философии, вековая мудрость седобородых адептов сокровенного знания, потрясающие метафизические парадоксы – и всё это автору удаётся воплотить в своих риффах и бриджах, которые звучат временами просто феерически.

Очень впечатляющая ритм-секция, отличные басы, мечтательные этнические переливы – здесь всего достаточно для полноценного аудио-восторга, и я этот восторг испытал в полной мере, в очередной раз получив возможность протестировать свою новую акустическую систему. Баланс разных инструментов выставлен Павлом просто безукоризненно, композиции проработаны до мелочей, и растворяться в них поистине одно наслаждение, и особенно хорошо это получалось у меня под самые динамичные и рокерские вещи вроде “Небесной колесницы”. Павел с интересом посматривает в сторону металла, и прог-этно-симфо-метал получается у него блистательно.

Очень уместно и колоритно звучат тяжёлые гитары в “Желании махараджи”, мечтательна и расслаблена “Обитель света”, великолепно «качает» “Золотая гора” – и всё это про Индию и про глубочайшее проникновение в самую суть древней и загадочной индийской цивилизации. А я много слышал подобной музыки (индейскую флейту и напевы саамов, перестуки шаманов и аутентичный финский фолк), но “Повести Индии” меня всё равно поразили своей смелостью, изобретательностью и умением филигранно жонглировать жанрами. А ещё больше поразил своим изяществом и умением выразить в звуках и музыкальных гармониях невыразимое.

Будь то гипнотическая “Авантика”, медитативная “Сарасвати” или хлебосольный “Раджастан”, мы неизменно окунаемся в самую гущу чарующих и очаровательных звуковых переливов, в которых можно найти целый спектр чувств и ассоциаций от мистики и эротики до любознательного туристического экстаза. Собственно, этот альбом и воспринимается как прогулка по исторической Индии, но формальной экскурсией и теоретическими пояснениями экскурсовода дело здесь не ограничивается, и Павел ведёт нас в самые потайные лабиринты веков, чтобы показать всё-всё-всё, и ведь в итоге не просто показывает, а даёт нам всё это почувствовать сердцем и душой!

Перед нами один из лучших инструментальных альбомов, который мне в принципе доводилось слышать, и после прослушивания такого вдохновенного опуса просто невозможно не проникнуться симпатией к стране, вдохновившей автора на такие треки. “Повести Индии” – очень светлый и вдохновенный диск чистого восторга и чистейших музыкальных фантазий, и послевкусие от него остаётся самое возвышенное и приятное. Очень здорово и увлекательно слушать, наслаждаться, проникаться, лучше узнавать культуру и потайную жизнь загадочной и влекущей Индии, а вместе с ней и себя самого, а мастерство Павла Снадкина очевидно растёт от релиза к релизу.