ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта OBANASH "Демон"

18-11-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
OBANASH * * * * *
Релиз
“ДЕМОН”
Год
2024
Стиль
Progressive metal / art metal / opera metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Лично для меня OBANASH давно стал воплощением мощи и харизмы арт-металла, и самое ценное в данном случае в том, что всё происходит здесь очень авторски, самобытно и на удивление – не просто на русском языке, а на русском первоклассного уровня. Фронтмен коллектива как будто закончил с десяток титулованных театральных университетов, а его мхатовский драматизм временами звучит просто невероятно экзистенциально – он как будто перестаёт играть и актёрствовать, начиная жить своими героями и образами, а слова бессмертной литературной классики и признанных книжных шедевров становятся здесь жизненным и живыми как никогда.

И ситуацию ничуть не портит даже тот факт, что за лермонтовского “Демона” уже брались в своё время KYPCK, и именно пониманию демонизма у Лермонтова и Блока решил посвятить свой актуальный альбом таинственный лидер OBANASH. Я жму на “play”, и уже первые риффы открывающей альбом “Мой рай, мой ад” дают понять, что на альбоме всё будет очень прогрессивно, точно, чётко и филигранно. Никаких излишних мудрствований, однако ритм и звучание настолько хороши, что в них буквально влюбляешься, а вокальная эквилибристика OBANASH ещё дальше уводит слушателя за собой по тропинкам экзальтации и воодушевления.

Неожиданные переходы, головокружительные срывы в чистую истерику и чуть ли не в мракобесный шаманизм, и всё это менее трёх минут с точки зрения хронометража! Я никогда бы не подумал, что такое в принципе возможно, но OBANASH действительно способен взять быка за рога совершенно голыми руками, всё проделав играючи и в самые сжатые сроки. “Мой ад, мой рай” звучит как маленький шедевр гениальной лаконичности, и этот трек действительно афористичен до самого финального предела, великолепно справляясь с ролью открывашки, представляющем нам в сжатом виде стиль, поступь и габаритные очертания всего альбома.

Симфонизмы “Я тот, кого никто не любит” очень причудливо сочетаются с вокальным карнавалом, и в этом действительно как будто есть что-то карнавальное, местами почти безумное, а шикарный проигрыш в середине трека буквально поверг меня в эстетический аудио-восторг – очень крутой рифф, невероятно интересные переходы, и во всём этом очень много от самой величественной и заслуженной классики. Не только в плане виртуозности и слаженности, но и в том, что касается какого-то особого творческого дерзновения, на которое мало кто способен из современных авторов, по большей части следующих за какими-то трендами и конъюнктурой.

“К иному ты присуждена” окунается и окунает слушателя в мир металлического авангарда, и действует тут очень интересно, практически не имея аналогов в своём жанре и очень интересно обыгрывая идеи Madder Mortem, Atrox и Hollenthon. Изломанные гитарные рисунки, математическая ритм-секция, перебивающие друг друга и дополняющие один другой вокальные пассажи, сливающиеся в итоге в безумный хор, вроде тех, что так эстетично не давали покоя Анне Варни на альбомах Sopor Aeternus, и всё это на очень плотной, конкретной и однозначной хэви-метал-основе, которую наверняка оценят, я уверен, даже самые прожженные олдскуллеры.

Уже чистейшая классика слышится во вступлении “И будешь ты царицей мира”, а упор на поэтический оригинал и вокал в треке “Без сожаленья, без участья” буквально поражает харизматичной увлечённостью и силой строк нашего непревзойдённого классика. Когда слышатся знакомые всем нам с детства строки Лермонтова, по коже сами собой ползут мурашки, а в голове ярчайшей вспышкой как будто рождается сверхновая звезда. Вокалист кокетничает, яростно взвизгивает, бросается в бурлеск и кабаре, но не забывает о том, чтобы сделать этот спектакль качающим по всем канонам самых заслуженных и классических хэви-метал пластинок. Это почти невероятно, но это так!

На альбоме есть очень оригинальные и приятные, порой почти авангардные моменты, но все они невероятно слушабельны, а небольшая длительность треков лишь подчёркивает лаконичную талантливость этих вещей, местами напрямую граничащую с гениальностью. “Ты полететь захочешь выше” напомнила мне кингдаймондовский “The Spider’s Lullaby” и даже отчасти его “The Graveyard” (всё тот же экстатический и местами откровенно крезанутый хоррор-метал), а “Иди, иди за мной” углубила все эти ассоциации, щедро сдобрив их размашистыми симфо-россыпями и мрачной атмосферой в духе итальянских корифеев аудио-ужастиков из Death SS и Cadaveria.

Повышенная помпезность OBANASH проистекает в точности из того же самого источника, что и маниакальный пафос Strapping Young Lad в “Vampira”, классика Waltari, поздние эксперименты Powerwolf и другие подобные коллективы, не связывающие себя какими-либо комплексами и предрассудками. Перед нами чистейший литературный хоррор-метал с мощным театральным привкусом, авангардными вставками, потрясающими симфонизмами и головокружительной кинематикой, и всё это основано на великих и несравненных эпопеях Блока и Лермонтова, которые поражают и вызывают трепет уже сами по себе.

В наших краях подобное исполняют Rosslyn Chapel, Hagat и Турбогроб, но своим новейшим релизом OBANASH уверенно сделали заявку на выход в безусловные лидеры данного театрализованного направления, приближаясь по мастерству исполнения и перевоплощения к лучшим трекам Несчастного Случая (вспомните хотя бы их гениальную “Садо-Мазо”), утяжеляя их накал в метал-аранжировке, а затем ненавязчиво обходя своих предшественников на повороте, попутно убирая чрезмерную КВН-иронию Кортнева-Пельша. Именно об этом говорит нам бонус-трек альбома под названием “О! Если б ты могла понять”, да, наверное, и весь диск с его вакханалией.

Для меня OBANASH давно стал русскоязычным аналогом Strapping Young Lad, но если упоминать о данном факте, стоит тут же сделать дополнительное пояснение, что ни о каком плагиате и подражании (даже о таком прекрасном и возвышенном, как это было у нас в 80-х и 90-х в случае с Арией и Iron Maiden) речь в данном случае не идёт, а арт-опера-метал в исполнении этой группы получается исключительно авторским и самобытным. В данном случае у нас не попытка перенять какие-то внешние элементы фасада, но глубокое и органичное проникновение в суть творческого экстаза, о котором так много и с таким удовольствием любил рассказывать Бердяев, и в конечном итоге, сам этот экстаз, ставший музыкой.

Мне очень понравились Лермонтов и Блок в стиле “Кошмара перед Рождеством”, исполненные голосом Бугимена, и я с огромным удовольствием слушал и переслушивал этот альбом снова и снова. Этот диск великолепно пойдёт хоть на Хэллоуин, хоть на Новый год и Рождество, хоть на любой другой праздник, и будет всё так же прекрасно звучать и радовать в будни, заряжая и освещая своей безумной феерией даже самый унылый и серый день. Этот горячий энтузиазм, происходящий из плавящейся от изобилия воодушевления подкорки, не спутать ни с чем, и прослушивание альбома сродни подключению к мощной электросети, которая моментально оживляет наши изрядно подсевшие внутренние батарейки.

И при этом, заметьте, совершенно никакой навязчивости и натужных попыток кому-то что-то доказать, кого-то впечатлить своим апломбом, грандиозностью идеи и величием замысла – всё очень легко, естественно, даже в каком-то смысле просто и невероятно слушабельно, что в конечном итоге больше всего и поразило меня в этом альбоме. «Всё гениальное просто!» – часто слышим мы из самых разных утюгов, но сегодня у нас тот самый случай, который реально способен убедить нас в справедливости данного утверждения и может заставить поверить в него. Шикарный альбом с очень скромной длительностью, который точно никому не станет надоедать какими-то излишествами, но точно порадует своей изысканностью, литературностью и глубиной.