24-09-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
В середине нулевых фэнтези-блэк и фолк-блэк были редким зверем и заходили просто на «ура», однако преданные поклонники этого специфического смешения жанров до сих пор не забыли своего любимого стилистического микса, и у нас то и дело появляются новые отличные группы вроде Tol Galen и Imsar. Впрочем, белорусский one-man-проект Imsar назвать «новым» всё-таки вряд ли возможно, ведь он ведёт свою историю ещё с 2012 года и с воодушевлением сообщает об этом в недрах полиграфических вкладышей к своему нынешнему EP: “Paleski corny mietal 2012” и щит с логотипом группы и подписью родного города Даркуса – Homiel.
Что ж, музыка на альбоме хоть и сыра, словно сама земля, но Imsar с таким воодушевлением пробует себя в стилистике ранних Cruachan и Waylander, то добавляя в свою музыкальную палитру флейту, то обращаясь к волынке, что не проникнуться его нестройными завываниями во славу природы просто невозможно. Гитары тут преимущественно с блэковым тремоло, темп как правило средний и умеренный, временами в ход повествования вклиниваются глубокомысленные арпеджио, синтезаторная меланхолия и чистоголосые напевы, но в целом перед нами всё-таки Cruachan и Waylander своего самого раннего и бескомпромиссного розлива.
Никаких намёков на попсу или нежных баллад, только острый, андеграундный, сырой и весь какой-то нестройный мелодик-блэк предлагает своим слушателям рулевой Imsar Даркус, но на этот раз его идеи всё-таки максимально конкретны и очерчены, а мазать мимо цели он не собирается, очень концентрированно рассказывая своим слушателям о том, как много на самом деле потеряли все те, кто провёл это лето дома за гаджетами, проигнорировав свежие ветры и багряные рассветы отдалённых природных локаций. А ведь музыка проекта действительно напоминает ночёвку в походе: здесь всё так же непредсказуемо, опасно и самодеятельно, а предугадать, что будет в следующий момент, просто не представляется возможным.
Стоит упомянуть художественный буклет с красивыми фото, рисунками и даже репродукциями картин, похвалить атмосферную обложку и стремление проекта петь на аутентичных языках, затем переводя их для общественности на инглиш (переводы тоже присутствуют в буклете), и хотя всё это уже практически стало каноном в выбранном для себя Даркусом стиле, передать частичку своего воодушевления эпичным фолк-блэк-нагромождениям музыкант всё-таки смог. Уединение, тайные культы, долгие беседы с луговыми васильками и очумевшими от вида человека ежами-ужами – всё это следует бонусом к данному изданию и даже, я бы сказал, одно другое предполагает, а перемещаются они словно подружки у Агнии Барто («мы с Тамарой ходим парой…»).
Всего пять треков на полчаса, никаких лишних слов и ненужных усложнений, Imsar отбарабанил свою музыкальную программу и наверняка принялся за сочинение очередного опуса. Кстати записывался альбом аж с 2020 по 2022 годы, а вошли на EP треки с рекорд-сессий недавнего полноформатника Imsar “Clemra Pierad Zolkam”, что можно расценивать как приглашение послушать, собственно, и сам лонгплей, чтобы сложить пазл и увидеть картину целиком. Я попробовал и словно в сказку попал. «Там чудеса, там леший бродит, русалки на ветвях сидят» и всякое такое по тексту А.С.Пушкина, как мы все учили в школе, но в стиле блэк-метал-фолка и с невероятной экспрессией подвального белорусского андеграунда.
По какой-то неведомой мне причине подобного рода стилистический сплав подпольного варианта очень любят в замечательном нашем муз.издании под названием Hellz Zine. Совсем недавно они много и восторженно (аж в трёх рецензиях!) писали про Imsar, между делом там выходили ревью на испанских фолкеров из UR, Nakkiga, Gaua и Helde, а рекомендации и восхищение Тирана творчеством Даркуса были так горячи, что я поневоле стал вслушиваться в лазерные пробежки “Klic Minuyich Casou” с особым тщанием. Ну что ж, это действительно андеграундная и честная музыка, спонтанность и сырость тут находятся на серьёзной отметке, а воодушевление своим делом способно воспламенять уставших и заплутавших во мраке бытия.
С чувством выполненного долга ставлю “Klic Minulych Casou” на полку рядом с Дрыгвой и Hok-Key, попутно рекомендуя его всем ценителям Drunemeton, Voloh, Rivendell, Primordial, Mithotyn и всё тех же Waylander и Cruachan. Если вы любите сырой и первозданный друид-метал, обожаете костры и посиделки где-нибудь в лесной чаще на шишках и корягах, то этот диск точно для вас. У меня же подобного целый шкаф (от Lutowrat до Ildverden и от Nordland до Veliar и какого-нибудь Темнолесья), но послушать свежее творение Imsar всё равно было любопытно. Всё-таки лучше гор могут быть только горы, а андеграундный фолк-блэк до сих пор хранит в себе тот же пряный аромат кореньев, от которых так фанатели и в самом хорошем смысле дурели друиды.