ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ereb Altor "Jartecken"

26-06-2020 Дмитрий Фомин

Исполнитель
EREB ALTOR
Релиз
"JARTECKEN"
Год
2019
Стиль
Epic metal/viking black metal
Лейбл
HAMMERHEART RECORDS
Страна, город
Швеция, Гёльве

Обрывки снов, не отличимых от реальности, наполненные смутными образами из подсознания, культ идолопоклонства и родовой памяти, первобытная рунная магия, почитание земных стихий и северная мифология – вот из таких тесно сплетенных узоров была выкована текстовая концепция нового, восьмого по счету полноформата шведских кудесников эпичного металла Ereb Altor. Сей проект ведом уже знакомыми нам Матсом и Рагнаром, которые в иной жизни известны как Кристер Олссон и Дэниэл Брюнтсе.

Бесспорно, 2019-й стал весьма удачливым годом для этих парней. Выпустив очень сильный, по сути, один из лучших, релиз в рамках Isole, музыканты несколько погодя презентовали очередной студийник Ereb Altor, к которому совершенно справедливо хочется применить те же самые эпитеты. Учитывая, что творческая концепция этих проектов имеет как свои сходства, так и более серьезные различия, можно только удивляться креативности и таланту Матса и Рагнара.

С самого начала Ereb Altor были известны как одни из самых достойных и уважаемых продолжателей (именно продолжателей, а не подражателей) наследия культовых Bathory. Только в отличие от покойного Куортона они начинали не с чистого листа, а практически сразу стали насыщать свою музыку элементами блэка, дэта и викинг-металла с сильным влиянием эпик-дума и соответствующей мифологической лирикой. И за годы своего существования довели этот стиль до немыслимых высот, не теряя при этом прочной связи с кряжистыми корнями нордического экстрим-металла.

При создании произведения, которое в скором времени получило название "Jartecken" ("Знаки"), музыканты словно преследовали цель максимально отойти от доминирующей ранее монументальной эпик-метал составляющей, но при этом сохранить с ней нерушимую связь. Если предыдущий лонгплей ''Ulfven" получился монолитным, по большей части прозаичным и продолжительным, то новая пластинка демонстрирует куда большую композиторскую гибкость и разноплановость в совокупности с бескомпромиссностью чистокровного блэк-металла в лучших традициях шведской сцены начало 90-х гг. Вероятно, именно поэтому оформление альбома было доверено Кристиану Валину, чей стиль нельзя спутать ни с кем другим, а послужной список его работ присутствует практически в каждой аудио-коллекции каждого рьяного поклонника скандинавского метала.

В лучших традициях Ereb Altor материал "Jartecken" могуч и непреклонен, усилен непроницаемой броней мощных качевых риффов и овеян сумрачной пеленой клавишных, а также взаимодополняемым дуэтом ядовитого скриминга и мощного распевного клин-войса при поддержке будоражащих хоров, наполненных велеречивой архаикой и неприступностью.

Об этом как раз-таки говорит вступительный трек ''Avgudadyrkans Vag", что выполняет роль своеобразного пролога в преимущественно повествовательной манере скандинавских саг, а также грозный и могучий номер ''Queen Of All Seas'', где неистовый блэк-метал-стафф тесно переплетается с эпик-думовыми пластами, по сути неотделимыми в своей монолитности. А вот "Alliance In Blood" в своем притрэшованном "дремучем" напоре и воинственный ''Prepare For War'' больше напоминают пластинки ранних Carpathian Forest и Dissection соответственно, чем тех же Bathory.

Хотя и без влияния оных не обошлось. И забористый боевик ''Chained'', и мрачный берсеркер ''My Demon Inside'', источающие неумолимую ярость в виде кровожадных вариативных тремоло и бластбитов, раздираемые надвое умело скроенным партиями двух вокалов, напоминают о ранних, еще гулких и сырых опусах Куортона и его подручных. Однако и в них гораздо больше характерного для Ereb Altor подхода и их потрясающего умения создать произведение, пронизывающее до глубины души. Блестящий пример тому – мрачный многоуровневый трек ''Hvergelmir'', где кипящая злоба вперемешку с обреченностью и даже безысходностью подобно тому самому потоку в Нифельхейме уносят слушателя в неведомые лабиринты, пороги и изгибы, заставляя пережить настоящее смертное перерождение.

‘’With Fire In My Heart" можно назвать еще одним образцом классического викинг-металла, с разудалыми напевами, воинственными мелодиями и ритмичными фолковыми зарисовками, эффектно переходящего в эпилог ''…And Blood On My Hand", где поющие гитары и хоры плавно растворяются в грозных раскатах грома и плеске волн зовущего океана. К чести музыкантов, в этих произведениях нет ничего от того, старательно опошленного современной метал-индустрией продукта, возведенного на новый пьедестал популярности примером Amon Amarth, который исполняется, дабы достичь коммерческого успеха, не взирая на культурные ценности и языковую принадлежность.

Одним из выдающихся достоинств творчества Ereb Altor была и остается искренняя эмоциональность вкупе с желанием передать истинные чувства, переживания и мировоззрение своих предков наравне с бережным отношением к собственной многовековой этнической культуре. Ну и заодно бережно соблюсти все каноны настоящего металла, взрастив на этой кровавой почве новое сильное и живучее потомство.

"Jartecken" - исключительная в своем разнообразии и целостности работа, блестяще совмещающая бескомпромиссную мощь блэка, суровость мелодий и мифологический фатализм скандинавского эпоса, пропущенного через призму эпик-металла. Естественность и художественность идут здесь бок о бок, а мрачная, плотно окутывающая атмосфера одурманивает, заставляя ощутить на себе всю силу явленных видений, в которых Одноглазый старик помогает постичь мудрость рун, сокрытых в лесной чаще, где рыщут волки и слышится карканье воронов. Там, где древние боги оставили свой след, где стихии не знают границ, и где человек, чье сознание избавлено от всего лишнего и искусственного, может познать свою сущность и суть всей природы.