20-10-2017 Дмитрий Фомин
Уже в самом начале своей карьеры дуэт Satyricon выделялся на норвежской блэк-метал сцене благодаря своему инновационному подходу, что позволило ему на целый шаг опережать коллег по цеху и снискать уважение среди поклонников жанра. Долгое время звучание группы подвергалось плавным стилистическим преобразованием с большой приверженностью к мейнстриму, однако, далеко не все смогли оценить это по достоинству. Но даже такой расклад не мог как-то повлиять на настрой Сатира и Фроста и заставить их свернуть с пути, который в конце концов привел их к статусу одной из ведущих формаций своего жанра, нравится ли это кому-нибудь или нет.
Теперь же, окидывая взором весь творческий путь группы, можно сказать, что все их номерные работы – результат вполне естественного развития, одной из главных вершин которого становится новейший, девятый по счету, лонгплей ''Deep Calleth Upon Deep''. Возможно, это звучит словно подведение итогов, хотя никто из участников группы и не помышляет о завершении дела. Впрочем, некоторые предпосылки для этого имеются.
Как известно, в 2015 г. у основателя группы, Сигурда Вонгравена, была диагностирована опухоль головного мозга, и данная новость успела немало взволновать метал-сообщество. Несмотря на это, ничто не помешало музыкантам приступить к написанию материала, которому суждено было воплотиться в новый альбом Satyricon. Учитывая состояние Сатира (а мы можем лишь догадываться о том, что творилось у него в душе в то время), мало кто надеялся на то, что новый релиз норвежцев получится сколько-нибудь приемлемым. Но, предполагаю, именно недуг Вонгравена во многом помог ему раскрыть свой потенциал как композитора и создать одно из самых необычных и мрачных творений.
Повсеместный минимализм аранжировок, темная обволакивающая атмосфера, узнаваемый густой скриминг Сатира, строгая выверенность гитарных партий, а также надежное прикрытие тыла в виде прочного барабанного каркаса от виртуоза своего дела, Фроста... Да, вне всяких сомнений, "Deep Calleth Upon Deep'' продолжает линию своих ближайших предшественников и в то же время он не похож ни на что из раннее написанного. Многообразие музыкальных форм, их многоликость и мимолетность поражают и заставляют задуматься.
Вступительный номер ''Midnight Serpent" помимо характерных сатировских риффов и зловещих апокалиптических тремоло демонстрирует отчетливую приверженность к прогрессиву. Трек изобилует мрачными, но эффектными переходами, барабаны – техничным грувом и сбивками, и в то же время структура композиции остается необычайно целостной и плотной. "Blood Cracks Open The Ground" углубляется еще дальше: цепкие гитарные зарисовки в неоклассической манере, которые так и хочется назвать "григовскими", искусно сочетаются с резкими, порой ломаными ритмами и мимолетными брутальными фрагментами.
''To Your Brethren In The Dark'', напротив, выполнена в более тягучей, словно черная лава, манере. Гипнотические гитарные пассажи, велеречивый вокал, а также крайне аккуратные вкрапления духовых инструментов ненавязчиво отсылают нас к "зажигательному" "Now, Diabolical". Данный трек как нельзя лучше "разогревает" перед сильным заглавным хитом ''Deep Calleth Upon Deep'' в лучших традициях позднего Satyricon с невероятно притягательным и забористым припевом:
"In the forest old, when the moon rises and the shadows fall
Deep calleth upon deep…"
Незамысловатый, но очень символичный и мощный текст, равно как и сам мотив композиции, явственно отдающий холодом зимних норвежских лесов. Партии оперного мужского вокала как нельзя лучше влились в общую канву.
Последующий композиционный блок ''The Ghost Of Rome'' и ''Dissonant'' обнаруживает явную склонность к авангарду. Монументальная эпичность, гибкие гитарные переплетения в духе пост-метала с ноткой безумно-бравурного джаза при применении саксофона, экзальтированность в духе альбома 2013-г., а также эксперименты с вокалом. Однако, по-прежнему костяк песен базируется на мощной барабанной подаче Фроста и несколько психоделичной игре Сатира на грани настроений и всевозможных оттенков теней.
В свой черед монументальный опус ''Black Wings And Withering Gloom'' возвращает нас к истокам воинственного скандинавского блэка. Беспросветный фатализм, драматичный пафос, суровые бластбиты и обжигающие мертвящим холодом тремоло, за которыми неожиданно проступает тень эпохальной ''Mother North'', - все это напоминает о культовом статусе ранних работ норвежцев, в то время как прогрессивные партии музыкантов и вставки классических струнных инструментов дают понять, что ребята также чтят и более позднее наследие.
И, наконец, финальный номер ''Burial Rite" в полном соответствии со своим названием сулит нам полное погружение в смертную тьму. Смертоносный, скользящий подобно змее, гимноподобный и сумрачный номер с прогрессивно-импровизационными пластами создает будоражащее ощущение некоего торжественного и столь же грозного таинства, угрожающего сломить психику и оставить тебя в полной пустоте и отрешенности от всего земного.
Как и предыдущие работы Satyricon, "Deep Calleth Upon Deep'' дается на слух далеко не сразу. Однако при более вдумчивом прослушивании (а подобные релизы не терпят поверхностного отношения) альбом постепенно раскрывает свое нутро и предстает во всем своем темном очаровании. Он и отталкивает и привлекает одновременно. Более того, он может вызвать самую настоящую одержимость собой. Инфернальные образы и картины, представленные в восьми новых композициях, в должной мере отражают настрой своего создателя, а именно – его ярость, упоение, депрессию и некоторую долю безумия. Наверное, именно так должна звучать музыка того, кто посмел заглянуть в бездну.
Еще одним немаловажным элементом пластинки является ее обложка. Вне всяких сомнений, литография "Поцелуй смерти" (1889) норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка, выполненная в подчеркнуто сюрреалистичной стилистике, как нельзя лучше подходит для материала "Deep Calleth Upon Deep''. Получив свой "поцелуй смерти", Сигурд увековечил его в своем новом творении, но это вовсе не означает, что война с болезнью проиграна.
По словам самого лидера группы, ''данный альбом может стать либо новым началом, либо последней записью. Если это будет финал, он должен быть особенным". Что ж, музыканты на самом деле создали по-настоящему особенное произведение, которое можно смело отнести к лучшим и редчайшим образцам "темного" искусства. Произведение, в своей палитре объединяющее как наследие ранних эпох, так и наработки последних лет, и одновременно находящееся вне всяких стилистических рамок и нацеленное на нечто запредельное и глубоко фундаментальное. Пожалуй, только такие музыканты как Satyricon могут создать собственные правила игры, а потом демонстративно их разрушить, чтобы в полной мере дать волю обуревающим их чувствам.