ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на сингл группы Сердце-Камень "Зов Новояви"

Сердце-Камень, Зов Новояви

14-06-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
СЕРДЦЕ-КАМЕНЬ
Релиз
“ЗОВ НОВОЯВИ”
Год
2017
Стиль
pagan folk metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Набережные Челны

Бас-гитарист Алексей Соловьёв - видный деятель отечественного паган-металла. Он был одним из основателей группы Alkonost, где играл с 1996 по 2010 гг., а затем показал всем интересующимся тяжёлой народной музыкой и современным положением дел в язычестве, где раки зимуют, в составе проектов Чернава Яра, Путь Птиц и, наконец, Сердце-Камень, о котором сейчас и пойдёт речь.

Новый сингл этой группы назван “Зов Новояви”, и имеет весьма серьёзную длительность (больше семи минут), хотя всё-таки не является самым продолжительным произведением Алексея. Для записи песни были приглашены небезызвестный Сергей Лазарь (Аркона, Rossomahaar) и вокалистка группы Руян Дарья “Родоница”.

Нужно сказать, что все проекты, в которых участвовал Лазарь, были как минимум заслуживающими внимания, будь то Haze Of Summer или Selenseas, поэтому к такому фиту можно отнестись как к одному из показателей качества и добротности продукта, хотя главная заслуга этого в данном случае принадлежит конечно самому Алексею Соловьёву - мастермайнду, идейному вдохновителю, координатору проекта, болеющему за него и вкладывающему в него душу.

Профессиональный, но несколько нехарактерный для такого направления как паган-фолк-метал звук гитары встречает слушателя с первых же секунд звучания трека. Он выше и как будто пронзительнее, прозрачнее и камернее, однако подумать об особенностях звучания шестиструнного инструмента особо некогда, так как почти сразу же вступает хриплый, суровый вокал Лазаря.

Кстати, что касается гитар - их аранжировками занимался участник группы Грай - Ruzvelt, а за партии флейты отвечает Алия “Leta” - ещё участница коллектива. В этом произведении напевная фолковость и агрессивные паган-металлические фрагменты присутствуют практически в равных пропорциях, и сама песня как бы являет собой такое единство металлической прямолинейности и раздольной народной мелодичности.

Гроул, почти крик, чистоголосые фолк-напевы, размашистые синтезаторные рисунки и партии флейты то сменяют друг друга, чередуясь в разных сочетаниях и соотношениях, то идут параллельно, наслаиваясь и дополняя один другого. По сути, песня как будто состоит из множества различных кусочков, которые, соединяясь друг с другом, образуют причудливый пазл - своеобразную паган-симфонию.

Всякий, кто знаком с классическим творчеством Alkonost, знает, что эта группа была знаменита тем, что скрестила воедино дум и паган-метал. Длинные композиции со сложной структурой и множеством переходов выходили у Alkonost если не печальными, то, как минимум, задумчивыми. Эта характерная плавность характеризует и рецензируемый сейчас сингл, а преемственность между “Зовом Новояви” и ранним творчеством Alkonost не подвергается сомнениям.

Красивейшее народное пение Дарии, глубокий и разнообразный гроул Лазаря, разговорные фрагменты и полифоничный саунд в итоге рисуют впечатляющую картину великолепия природы и величия родной страны. Песня напоминает собой саундтрек или даже гимн отечеству, преклонение перед его историей и подвигами предков, не заостряя внимание на каком-то одном из этих аспектов и словно представляя их в единстве.

В этой пьесе есть та торжественная эпичность, которую можно, услышать, например, в песне Арконы “Русь”, но здесь она звучит не так строго и серьёзно, а более полифонично-многоголосно, “природно”. По ходу прослушивания трека складывается впечатление, что сама природа славит вместе с музыкантами и вокалистами землю и цветение, восход солнца и журчание ручьёв.

“Зов Новояви” - не обычная песня, она действительно стала средоточием всех творческих наработок Алексея Соловьёва, объединив в одном треке элементы характерных стилей всех его групп и проектов. Возможно, именно поэтому композиция звучит настолько фундаментально и впечатляюще. Здесь меланхолия и задумчивость, характерные для песен Alkonost, стали торжественными и эпичными, перекинув мостик между паган-металлом и нью-эйджем.

Наверное, не просто российский, а действительно подлинно русский метал ещё не звучал так убедительно и доказательно, при этом ничуть не прибегая к каким-либо крайностям и “аргументам”. Здесь патриотизм выглядит настолько естественно и органично, насколько только может быть  органичной любовь сына к матери, уважение к своим святыням, гордость за свою землю.